Проблема ответа на существующие вызовы против Церкви существовала всегда. Атеизм, язычество в своих многообразных формах, многочисленные секты — эти и иные проблемы не теряют своей актуальности и требуют своего осмысления и ответа со стороны православных апологетов. Занимаясь проблематикой современного сектантства и будучи одним из основателей Православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос»[1], я[2] попытаюсь в данной статье поразмышлять над такой формой ответа на вызовы против православия со стороны современного сектантства, как апологетические (сектоведческие) центры.
Прежде надо определиться с основными понятиями. Слово «апологетика» используется в смысле вида деятельности, направленного на мировоззренческую защиту православия, в нашем случае — от сект.
В контексте православного сектоведения термин «секта» можно определить как синоним понятия «ересь», но только для религиозных сообществ, находящихся вне Православной Церкви и имеющих как христианские корни, так и производные от разных нехристианских учений. Еретики-сектанты провозглашают духовные ценности, идущие вразрез со Священным Преданием и Писанием Вселенской Православной Церкви.
Духовные ценности — это представление о духовности и совокупности средств её практической реализации, в православии средства достижения духовности это: вероучение, аскетика, молитва, Церковные Таинства. Духовность — это утверждение человеческой бытийности в Боге.
Сектоведение — это богословская[3] апологетическая дисциплина, предназначенная для помощи православным апологетам и миссионерам в их деятельности. Сектоведение изучает историю, учение и практику сект, даёт им оценку сквозь призму Священного Предания и Писания Вселенской Православной Церкви и входит в курс общей подготовки православных богословов.
Я осознаю, что многие могут поспорить с данными определениями, не считаю их идеальными, в перспективе несомненно будут найдены более точные формулировки, но для наших целей они более чем достаточны. Также прошу учесть, что знание сектоведения является обязательным для практической апологетической работы, но не достаточным.
Создание апологетического центра нужно начинать с ответа на вопрос: зачем нам это нужно? Неправильным ответом будет: пришёл приказ сверху, потому будем создавать центр и далее писать красивые отчёты о своих «великих» достижениях. Если вы стремитесь создать апологетический центр для отчётности, не тратьте своё время на чтение данной статьи, она предназначена для тех, кто хочет реально работать.
Итак, вы готовы работать, с чего вам следует начать? Вам надо определиться с потенциальным фронтом деятельности. Начните с полевых исследований: местные форумы в интернете, группы в социальных сетях, специализированные сайты. Смотрите литературу в местных книжных магазинах. Обращайте внимание на рекламу. Поинтересуйтесь, что происходит в местных домах культуры и кинотеатрах, нет ли у них сомнительных арендаторов. Если вы священник, то активнее поспрашивайте мирян на эту тему. Если у вас в зоне доступности есть религиоведы, знакомые с местной религиозной ситуацией, пообщайтесь с ними.
В процессе этого исследования ответьте себе на ряд вопросов. Какие секты действуют в вашем регионе? Какие более, а какие менее активны? Секта местечковая, имеет много филиалов в регионе, действует в масштабах страны, транснациональная? Чем крупнее секта, тем сложнее вам будет с нею бороться. С другой стороны, о ней больше информации. Есть ли у вас потенциальные союзники против тех или иных сект? Имеются ли православные миряне, светские эксперты, группы бывших сектантов, действующих на вашей территории? Имеют ли они сайт, группы в социальных сетях, свои форумы? Имеют ли сектанты лобби в местных структурах власти? После определения фронта деятельности посмотрите, какими ресурсами вы обладаете.
Теперь перейдем к желательному варианту структуры апологетического центра. Руководитель — священник, при этом было бы очень хорошо, чтобы кроме семинарского он имел светское гуманитарное образование, очень неплохо, если он будет иметь медицинское. Священника, не имеющего светского высшего образования, лучше не назначать на этот вид деятельности, по крайней мере на первых ролях. Необходимо, чтобы он хотел заниматься этой работой, иначе велика вероятность имитационной деятельности. Еще руководитель должен быть хорошим психологом и уметь общаться с людьми без менторства, иначе он не сможет ни работать с сектантами, ни с людьми пострадавшими от сект. Кроме того, стоит всегда быть готовым учиться, потому что знаний, полученных в Семинарии и даже Духовной Академии, ему будет не хватать.
Руководителю потребуются помощники, идеальный вариант — бывшие сектанты, вышедшие из сект, сумевшие переработать свой опыт и решившие начать помогать другим людям, попавшим под влияние сект. Здесь обратите внимание на срок выхода, в среднем нужно примерно три года на реабилитацию. Если бывший сектант эмоционально не стабилен, мировоззренчески не определился, будьте с ним осторожны, возможно, ему ещё рано погружаться в апологетическую работу. Ядро центра не обязательно должно быть большим, в крайнем случае это может быть и один руководитель, но если оно будет состоять из двух-трёх человек, будет намного проще работать.
Далее, кроме ядра центра, потребуются специалисты, с которыми вы периодически будете сотрудничать, к которым в случае необходимости можно отправить пострадавших от сект людей. Обязательно нужны психологи, психиатры, юристы. Полезно иметь связи в местных правоохранительных органах. Ваша деятельность будет замечена лидерами сект и вызовет нездоровую активность против вас, далеко не всегда осуществляемую в рамках российского законодательства, стоит быть готовыми к этому. Очень полезно иметь связи с местными СМИ.
Что касается материальной стороны вопроса, желательно иметь хоть небольшой, но бюджет. Без него никакого постоянного штата апологетического центра не будет. Руководителю придётся нести всю основную нагрузку в работе, а это тяжело.
В сектах любят паразитировать на человеческом несовершенстве. Секта — это компенсатор проблем, имеющихся у человека. Отсюда и необходимость широкого круга специалистов, так как проблемы могут иметь совершенно разную природу: от духовных исканий и поиска смысла жизни до психологических проблем, а то и психиатрических заболеваний.
Вся ваша практическая деятельность будет делиться на три больших направления: профилактика, общение с сектантами и помощь в реабилитации вышедших из сект. Профилактику нужно начинать с повышения уровня религиозной грамотности. Православным мирянам стоит изучать догматику, Священное Писание, историю Церкви и христианства в целом. В светском обществе стоит более глубоко заниматься сравнительным религиоведением. Всем можно рекомендовать изучение логики и философии науки[4].
На практике профилактика — это чтение лекций, подготовка статей и листовок, видеозаписей, выступление на радио и телевидении (потому нужны связи в СМИ!), ведение сайтов и групп в социальных сетях и так далее. Проще говоря, профилактика — это донесение знаний о сектах и связанных с ними проблемами в доступной форме до потенциальных жертв сект. Здесь тоже существуют уровни погружения в тему. Начальный — это рассказывать популярно о православии, ничего не говоря о сектах. Для православного священника это будет самым простым, но он должен уметь делать это интересно, на доступном для слушателей языке, и во многом это можно будет назвать не столько апологетической, сколько миссионерской деятельностью, хотя и апологетический аспект в ней будет. Следующий уровень — рассказывать о православии, но уже подбирать темы, на которых спекулируют сектанты, фактически ничего не говоря о сектах. Таким образом можно в сознание людей вносить информационную защиту от последующих со стороны сектантов нападок на православие, а также давать альтернативный взгляд на те или иные темы, которые сектанты поднимают в своих агитационных материалах и выступлениях. Самый высокий уровень — сравнительный мировоззренческий анализ. Второй и третий уровни без специальной подготовки обычному священнику недоступны. Профилактика — это тот минимум, которым на том или ином уровне должен заниматься любой апологетический центр. В принципе, этой работой можно и ограничиться.
Следующий вид деятельности — это диалог с сектантами. Здесь программа минимум — очень хорошо знать православие и рассказывать о нём сектантам, не переходя с ними в область теологической полемики. При изначальном хорошем богословском образовании и хороших навыках лекторского мастерства это не сложно. Более высокий уровен — это теологическая полемика, без специальной подготовки её вести невозможно. Цель общения с сектантами — дать православный взгляд на духовную жизнь, её цели и методы, а также развеять те мифы о православии, что есть в их сознании. Есть ещё публичные дискуссии, но они требуют не только хорошего знания предмета обсуждения, но и очень хорошего умения вести дискуссию и уметь держать удар в полемике с оппонентами. Начинающим апологетам я бы не рекомендовал заниматься такими дискуссиями на начальных этапах создания центра.
Последний из разбираемых нами видов деятельности — это помощь в реабилитации бывшим сектантам, пострадавшим от сект. Он потребует глубокого знания учения различных сект, учения Церкви и прекрасного знания основ православной духовной жизни (аскетики), способностей или навыков душепопечения (не пастырства, а именно душепопечения[5]), базовых навыков психологического консультирования (или человек должен быть психологом от Бога), а также привлечения ряда специалистов, прежде всего психологов, психиатров и юристов, и много свободного времени.
Методология, которую мы предлагаем православным апологетам, описана в одном из моих докладов[6], здесь нет смысла повторяться, потому я выделю лишь несколько её аспектов. Мы предлагаем строить апологетическую работу не столько на критике сект, хотя и она должна несомненно быть, сколько на повышении образовательного уровня людей. По сути, мы предлагаем людям в первую очередь интеллектуальный инструментарий — компетенции, которые позволят им самостоятельно отделять «семена от плевел», ложную информацию от истинной, что сильно снижает, а в ряде случаев и полностью сводит на нет любую возможность лидеров сект спекулировать на социально приемлемых в обществе авторитетах. Этот подход уважает свободу воли человека, позволяет ему стать больше, чем он есть, хотя бы в интеллектуальном плане. Также этот метод социально приемлем и имеет перспективы к минимальной конфронтации с государством, миром науки и обществом в целом.
Можно ли в рамках практической работы с сектами ограничиться одной теологической их критикой? Увы, нет. Уровень богословской грамотности, даже у православных мирян, крайне низок, а в светской части общества он чаще всего просто нулевой. Потому такую форму критики, скорее всего, просто не поймут. Православная теология — несомненный авторитет в Церкви, но за её пределами смогут оценить только логику доводов и беспристрастность изложения фактов! С людьми нужно общаться на языке культурно приемлемых в современном обществе авторитетов, несомненной частью которых являются логика и методология научного познания, личный нравственный пример и уважение к ближнему. Любой иной подход не позволит достучаться до их сознания.
Кроме мировоззренческой полемики, предлагаются и иные методы работы с сектами. Подробно их разбирать смысла нет[7], но несколько слов написать надо.
В качестве одного из средств борьбы с сектами предлагается создание… православных правозащитных центров. Первый же вопрос: в семинариях готовят юристов? Конечно, нет. И где же брать специалистов? Наймёте? Кто будет оплачивать их работу? А если завтра в нашей стране легализуют однополые браки или придумают иные «интересные» и мало совместимые с православием законы, что вы будете делать? С сектами нужно бороться с помощью запретительных законов. Однако законы несовершенны, и нет уверенности, что эти законы завтра не повернут против православных христиан. Лично я в этом совсем не уверен. Исключение надо сделать лишь для сект, деятельность которых связанна с нанесением прямого вреда здоровью и членовредительством, они должны быть запрещены.
Также я негативно отношусь к идее, что проблему сект могут решать только правоохранительные органы. Учите историю, это всё уже было, плоды были печальны[8]. Если православные священники будут постоянно апеллировать к правоохранительным органам как главному методу борьбы с сектантством, произойдёт дискредитация православия в глазах общества. Юридические аспекты — это лишь малая часть проблемы сектантства, люди, считающие, что с помощью законов и правоохранительных органов можно её решить, сильно оторваны от реальности.
На секты нужно собирать компромат и его распространять! Хочу заметить, что этот подход без труда можно использовать против кого угодно — против православных мирян, священников и даже церковных иерархов. Мы живём в прозрачном обществе, и при желании компромат можно найти на кого угодно или же его придумать. Этот метод может в какой-то степени помочь в профилактике в том случае, когда удастся показать, что учение сект поощряет и одобряет такую деятельность ее последователей, которая с точки действующего законодательства является криминальной. Иначе противосектантская работа опустится на уровень жёлтой прессы с таким же уважением и отношением к ней со стороны людей. Репутация — это то, что трудно зарабатывается и очень легко теряется.
Секты применяют страшные методы психологического манипулирования, в секты люди не приходят, в секты людей приводят. Что можно сказать об этих тезисах? Манипулирование есть следствие несовершенства человека. Реклама, СМИ, политики, семья и так далее — манипулирование можно найти везде. У сект нет никакой монополии. Да и методы не такие страшные, ведь, по факту, процент людей, попадающих в секты, относительно невелик. Да, психологическое манипулирование в сектах есть, и оно может способствовать вовлечению человека в неё, но оно не является главной причиной того, что человек в ней остался. Как выше уже было отмечено, секта — компенсатор имеющихся у человека проблем, в секту могут привести, но решение остаться в секте человек примет сам. Психологическая проблематика сектантства очень интересна, но заниматься ею серьёзно без наличия профессионального психологического образования малореально. Запрета на изучение психологии для православных христиан нет, но в практической деятельности вашего апологетического центра я рекомендую помнить о границах вашей компетенции и быть очень осторожным в областях, где вы не сможете выступить как эксперт.
Где готовить специалистов для апологетической работы? Самый простой способ — на наших заочных апологетических курсах[9]. Эти курсы базируются на самообразовании. Они по сути представляют из себя тематические подборки материалов по разным темам, из которых любой желающий сможет подчерпнуть базовые знания, необходимые для практической апологетической работы. Для этого не требуется куда-то ехать и что-либо платить. Требуется лишь ваше время и желание заниматься. Также их преимуществом является то, что вы можете сами выбрать те учебные блоки, которые будут наиболее актуальными для ваших потребностей. Несомненно, возможны и иные формы образования, с привлечением специалистов, не являющихся сотрудниками Православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос». Особенно здесь рекомендуем обратить внимание на опыт протоиерея Олега Стеняева.
Могут ли миссионерские отделы епархий РПЦ взять на себя также и роль апологетических центров? Миссионерская и апологетическая работа — несомненно, связанные, но не тождественные виды деятельности. Потому возможно и их слияние в рамках одной структуры, а возможно и размежевание при тесном сотрудничестве. Это вопрос удобства в каждом конкретном случае.
Проблематика создания православных апологетических центров огромна, и в данной статье я сумел лишь по верхам коснуться некоторых её аспектов. Если для вас данный вопрос актуален, пишите, наш центр окажет любую посильную для нас помощь.
[3] Попытки объявить сектоведение междисциплинарной наукой, которая вмешает в себя кроме теологических религиоведческие, психологические, психиатрические, юридические и иные знания мне не близка, и я считаю её утопичной, по крайней мере ни одного такого сектоведа мне видеть не приходилось.
[4] Имеется в виду конкретный раздел философии, изучающий науку как объект, определяющий природу научного знания, его границы и методологию.
[5] Отличным примером душепопечения является святой монах Паисий Афонский, который, не будучи в священном сане (пастырем), наставлял всех (в т.ч. и в тех, кто был в священном сане).
[6] Питанов В.Ю. Методология апологетической деятельности православных апологетов и миссионеров. http://pitanov.info/metodologiya-apologeticheskoy-deyatelnosti-pravoslavnyh-apologetov-i-missionerov.
[7] См.: Конь Р.М. Введение в сектоведение. Нижний Новгород: Нижегородская Духовная семинария, 2008. – 496 с.
[8] Рекомендую ознакомиться с диссертацией Вероники Далецкой «Политика российского государства и церкви в отношении сектантов в XVIII-XIX веках» на сайте https://stavroskrest.ru/.
[9] Заочные апологетические курсы Православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос» https://stavroskrest.ru/Apologeticheskie_kursy