К вопросу о правовом регулировании искусственного прерывания беременности: современные аспекты и пути законодательного решения
Споры о допустимости искусственного прерывания беременности звучат в обществе все чаще. Статья аспиранта юридического факультета БФУ им. И. Канта Грищенко М.И. предлагает взглянуть на проблему абортов с точки зрения прововых норм Российской Федерации. Кроме того, автор предлагает внести изменения в некоторые законодательные акты, чтобы таким образом положительно повлиять на ситуацию.
Статья

Проблема искусственного прерывания беременности в Российской Федерации является одной из самых существенных для государства и современного общества. Миллионы нерожденных жизней усложняют демографическую ситуацию и создают угрозу нравственным основам жизни личности. Развитие современных технологий не всегда приводят к положительным моментам в развитии медицины.

По официальной статистике, только за один год в нашей стране врачи делают 1 млн 700 тысяч абортов. По неофициальным же данным, ежегодно в России совершается до 6 млн абортов. Необходимо на законодательном уровне решать неконтролируемую проблему огромного числа абортов в России. Напомним, что, согласно статье 35 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в случае абортов [1]. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства [2].

Согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой [3].

В современной России остро стоит проблема демографии. Это продиктовано в том числе и растущим уровнем абортов среди молодого населения. Осуществляя аборты за счет налогоплательщиков, граждане не думают о национальной политике и необходимости заводить семьи. Рушатся базовые ценности семьи, материнства и детства. Согласно Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением правительства РФ от 25 августа 2014 года № 1618-р, государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей [4].

Отмечается ухудшение показателей репродуктивного здоровья женщин. В частности, сохраняется рост онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин, растут случаи женского бесплодия. Одним из факторов, негативно влияющих на репродуктивное здоровье женщин, остается прерывание беременности. В последнее время отмечается сохранение стойкой тенденции к снижению числа абортов, в том числе у первобеременных женщин. Характеристика возрастной структуры абортов показывает, что большинство из них приходится на женщин в возрасте 25 – 29 лет (28% от общего числа абортов).

Государство уделяет особое внимание демографической проблеме. Так, в 2006 году был принят Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, – меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения [5].

Важно отметить, что в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанным Минэкономразвития России, основные риски социально-экономического развития в предстоящем периоде, обусловленные демографическим фактором, связаны с сокращением численности населения в трудоспособном возрасте. Тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте сохранится вплоть до 2027 года. Потери самой востребованной и производительной категории трудовых ресурсов могут составить 2,9 млн человек к 2018 году и 5,9 млн человек к 2027 году. В процентном отношении к среднегодовой численности занятых в 2015 году эти потери составят 4,2 и 8,6% соответственно [6].

Проблема абортов и их разрушительной силы для цивилизации является всемирной. Об этой проблеме беспокоится высшее руководство двух крупнейших мировых христианских церквей.

В документе, принятом по итогам встречи Святейшего Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которая прошла 12 февраля 2016 года в Гаване (Куба), указано, что семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит их принимать друг друга как дар. Брак – это школа любви и верности. Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания. Призываем каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь. Миллионы младенцев лишаются самой возможности появления на свет. Голос крови не родившихся детей вопиет к Богу (Быт. 4:10) [7].

Кроме того, в январе 2015 года, на III Рождественских парламентских встречах в Государственной Думе Святейший Патриарх Кирилл выступил с инициативой вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования.

Важно отметить, что 27 июня 1936 года постановлением ЦИК и СНК «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатёж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» аборты были ограничены. Аборт допускался в случаях, когда продолжение беременности представляло угрозу жизни или грозило тяжёлым ущербом здоровью беременной женщины, или при наличии передающихся по наследству тяжёлых заболеваний родителей [8].

Согласно статье 123 Уголовного кодекса Российской Федерации, проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет [9]. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В рамках решения проблемы абортов считаем целесообразным принять кардинальные меры для борьбе с данным явлением. Считаем необходимым на законодательном уровне принять запрет на искусственное прерывание беременности в Российской Федерация. Предлагаем внести изменение Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», изложить статью 56 в новой редакции, в соответствии с которой в Российской Федерации существует запрет на искусственное прерывание беременности. Нарушение женщиной запрета на искусственное прерывание беременности, за исключением искусственного прерывания беременности по социальным и медицинским показаниям, влечет административную или уголовную ответственность. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Возможно искусственное прерывание беременности по социальным и медицинским показаниям, только по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия. Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются правительством Российской Федерации. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний – независимо от срока беременности. Кроме того, необходимо исключить из базовой программы обязательного медицинского страхования аборты. Предлагается внести изменение в статью 35 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в части исключения абортов из базовой программы обязательного медицинского страхования». Таким образом, налогоплательщики и государство не будут платить за уничтожение неродившихся человеческих жизней.

Также предлагаем внести изменение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности дополнить главу 6 дополнить статьей 6.34, в соответствии с которой нарушение женщиной запрета на искусственное прерывание беременности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Срок давности привлечения по данной категории дел будет составлять 6 лет. Таким образом, административную ответственность за осуществление аборта, за исключением случаев искусственного прерывания беременности по социальным и медицинским показаниям, будут нести как сами женщины, так и врачи, проводящие операции.

Кроме того, предлагаем Уголовный кодекс Российской Федерации дополнить статьей 106.1, в соответствии с которой повторное нарушение женщиной запрета на искусственное прерывание беременности, за исключением случаев искусственного прерывания беременности по социальным и медицинским показаниям, наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Считаем, что данные кардинальные меры позволят сохранить жизни миллионов народившихся детей, а также увеличат естественный прирост российского населения. Данные законодательные изменения создадут благоприятные условия для развития институтов семьи, материнства и детства, а также улучшения демографической обстановки в России.

 


Список источников:

1. Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 05. февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ).

3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года).

4. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 года № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».

5. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

6. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (разработан Минэкономразвития России).

7. Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла (Документ принят по итогам встречи Святейшего Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которая прошла 12 февраля 2016 года в Гаване (Куба).

8. Постановление ЦИК СССР № 65, СНК СССР № 1134 от 27 июня 1936 года «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатёж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах».

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9