Уходящий 2012 год отмечен знаменательным событием в жизни монастырей Северного Кавказа: 135-летием от основания (1877–1928 гг.) и 10-летием начала возрождения Свято-Михайло-Афонской Закубанской общежительной мужской пустыни.
В книге «Дело мира и любви. Очерки истории и культуры православия на Кубани» (Краснодар, 2009) В.Е. Бороденко, преподаватель кафедры дореволюционной отечественной истории Кубанского госуниверситета культуры и искусств, приводит историческую справку о том, что начале ХХ века самым крупным, богатым и благоустроенным монастырем Се верного Кавказа можно было считать Свято-Михаило-Афонскую Заку банскую общежительную мужскую пустынь. Ее строителем с 1877 г. был иеромонах Мартирий, возведенный потом в сан архимандрита. Он прибыл с несколькими монахами из монастыря Св.-Афонской горы. Располагалась пустынь на северном склоне Кавказских гор,в 45 верстах к юго-востоку от г. Майкопа у подошвы горы Физиабхо. Название обитель получила в честь ангела-хранителя великого князя Михаила Николаевича, наместника Кавказского (младшего брата Александра II), благодаря содействию которого и была учреждена. В 1885 г. Михаил Николаевич принял под свое покровительство Закубанскую обитель, став ее почетным ктитором. Устав был введен Св. Афона. На территории пустыни было 6 храмов: во имя Архистратига Михаила; во имя преп. Александра, первоначаль ника обители Неусыпающих; Успенский; во имя Св. Троицы; во имя Преображения Господня; во имя преподобных Афонских. При мона стыре имелись богадельня для престарелых воинов, больница и школа, где обучение было бесплатное. Также действовала метеорологическая станция; кожевенный, свечной, кирпичный, сыроваренный, рыболовный заводы; паровая мельница; маслобойня. Монахи занимались хлебопашеством, скотоводством, пчеловодством, собиранием лечебных трав и ягод, виноградарством. На территории монастыря находился сернокислый и углекислый источники. Земли более 2000 дес. Управлял архимандрит, насельников было более 200 человек. Мо настырь имел три подворья: в Майкопе, Екатеринодаре, Ставрополе[1].
Историк по профессии, насельник Свято-Михайло-Афонской пустыни монах Прокопий (Леонов), автор книги о монастыре «История Свято-Михаило-Афонской Закубанской общежительной пустыни», имевшей уже несколько изданий, дополняет свою книгу некоторыми новыми сведениями и размышлениями.
Он пишет на сайте обители: «Всего 51 год просуществовала «Казачья Лавра» на Северном Кавказе, но вполне успела зарекомендовать себя в народной молве как форпост и оплот Православия. Как свеча, перед тем как погаснуть, неожиданно вспыхивает, так и наша обитель Духа старого Афона ярко осветила Западный Кавказ светом Веры Христовой. После успешного завершения Великой Кавказской войны в 1864 году, царское правительство решило привлечь афонских монахов к делу повторной христианизации Западного Кавказа. Такую идею впервые высказал Наместник Кавказа в 1863–1881 годах великий князь Михаил Николаевич Романов, наш почетный ктитор с 1885 года.
Русские монахи, услышав такой зов с седого Кавказа и зная, что именно там, на Кавказе находится Иверия – первый удел Божией Матери, с радостью откликнулись на предложение о переносе афонской святости на Кавказ. И вот буквально за 30 лет здесь были основаны 4 второафонских мужских монастыря. Самый первый был основан в середине 70-х годов 19 века на Новом Афоне и широко известен, как монастырь в честь св. апостола Симона Кананита. Вторым, основанном в Адыгее в 1877 году, является как раз наш монастырь в честь святого Архистратига небесных Сил Архангела Михаила. В 80-х годах 19 века на реке Большой Зеленчук был организован третий монастырь в честь святого благоверного князя Александра Невского. И четвертый монастырь – в честь Успения Божией Матери вблизи г. Пятигорска. Глядя на жизнь и деятельность нашего Михайловского монастыря через целое столетие, мы можем со всей очевидностью дать правильную характеристику нашей обители, как явлению выдающемуся и в какой-то степени сказочному, нереальному и сверхъестественному. И действительно, приехали 7-8 монахов со Старого Афона и за четверть века построили на совершенно пустом и заросшем лесом трехскатном холме огромный архитектурный комплекс, включающий 5 церквей и 17 келейных корпусов, дававший возможность проживать в обители около 250 монашествующим и более 600 рабочим. Всего же зданий было построено – 33. Трудовой и молитвенный подвиг нашего, по большому счету крестьянского, монастыря вывел его по количеству паломников в первую десятку из числа более чем 1200 монастырей в Российской Империи. В день, Великим Постом, к нам в монастырь приходило по 5 тысяч паломников, стремившихся поучаствовать в обыденной жизни обители, помочь чем-то братии. Ну и, конечно, прикоснуться к святыням, вывезенным со Старого Афона, поговеть, поисповедоваться и принять Причастие Святых Тайн. На монастырь в 19 веке смотрели преимущественно как на чудо, другого слова и не подберёшь – тут и фонтаны, и верблюды, и фарсовские (р. Фарс, авт.) озёра, где можно покататься на лодках, покупаться и половить раков под корягами. Здесь и подземный древневизантийский монастырь 9-14 веков прямо под обителью, и христианские храмы 5-6 веков, и множество обжитых пещер отшельников в соседних хребтах. Даже присутствовала своя метеорологическая станция, утверждавшая на основании многолетних исследований, о подобии климата нашего плато, климату горного курорта в Швейцарии – Лозанна.
Начиная с Преосвященного епископа Германа (Осецкого) (Ставропольского и Черноморского, авт.), благословившего иеромонаха Мартирия (Островых) на строительство монастыря у горы Физиабхо (Фавор), каждый из Ставропольских Владык посещал нашу обитель и стремился обласкать братию и о. Мартирия. После открытия Свято-Михайловой пустыни в 70-х годах 19 века, наверное, не было уголка в соседних хребтах, где бы не селились в пещерах отшельники и исихасты. Порой они приходили из самых отдалённых уголков Кавказа – Грузии, Армении, Абхазии. Обживали когда-то заброшенные предыдущими отшельниками пещеры, покрывали стены известковым раствором и расписывали незатейливыми надписями и рисунками. Частенько их можно было видеть на продовольственном складе, где они по благословению Настоятеля получали продукты для продолжения своего отшельнического жития. Конечно же, братия монастыря была с ними в непосредственном молитвенном общении.
Как теперь уже широко известно, под нашим монастырём находится разветвлённая сеть подземных ходов, выкопанных по преданию, византийскими монахами ещё в 8-9 веках. Здесь долгое время функционировал древневизантийский монастырь. А на соседних вершинах горы Острах и горы Физиабхо ещё в V–VI веках были построены византийские церкви…. Вспомним, кстати, о древнем городе Кассек, расположенном на реке Губе всего в 16 км от нашей обители. По мнению Адыгейского археолога Н.Г. Ловпаче, нашедшего в этом городе 5 развалин византийских храмов, там проживало до 15 тысяч человек, и этот город был перенесён в долины лишь в 12–13 веках н.э. Там проживало смешанное население: аланы, греки, адыги. Ну и, конечно, трудно умолчать о сенсационной находке древневизантийского монастыря под ст. Губской Мостовского района Краснодарского края. Это от нас около 20 км на восток. Перед спуском в катакомбы находится икона Царицы небесной покрытая каменными подтёками. Все открытия ещё впереди. Но уже сейчас можно смело утверждать, что в древности на нашей территории располагался мощный духовный религиозный центр Византийской империи. Это утверждение косвенно подтверждается наличием в соседних хребтах нескольких монашеских общежитий, которые нужно ещё исследовать»[2].
Известно, что в конце 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Новый закон высветил, в том числе, ряд проблем, связанных и с реставрацией передаваемых объектов, и с последующим их финансированием изначальным собственником, т.е. Церковью. Касается законодательное постановление, конечно же, и Михайловского монастыря, как его уже принято с любовью называть и в наши дни многочисленными паломников и местным населением, казачеством Краснодарского края. И прозвище «Казачьей Лавры» с прошлого века так и осталось за пустынью. В монастыре постепенно идет восстановление утраченного. Капитально реставрирован Свято-Троицкий храм, трапезная под ним. Выстроены жилой корпус для братии монастыря, храм в честь Архистратига Михаила, игуменский корпус с редчайшим для России храмом в честь прп. Александра, игумена обители Неусыпающих, в конце нынешнего лета освящен новый Успенский храм, в котором уже год как идут службы.
Строятся храмы и на подворьях, и в скиту монастыря как в Адыгее, так и на территории Краснодарского края. Недалеко от монастыря в станице Сахрай создан скит Свято-Михайло-Афонской Закубанской общежительной пустыни, построен храм в честь св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя.
Подворье Свято-Михайло-Афонской Закубанской пустыни во имя свв. мучеников Гурия, Самона и Авива расположено в пос. Хамышки. На подворье имеется главный храм в честь свв. мучеников Гурия, Самона и Авива. Храм освящен Архиепископом Майкопским и Адыгейским Пантелеймоном 01.07.2004 года.
На краснодарском подворье монастыря, неподалеку от Геленджика, в пос. Береговое строится капитальный каменный храм во имя святителя и чудотворца Николая, где, кроме еженедельных и праздничных служб, молебнов святителю, раз в месяц Литургию служит иеромонах Флегонт (Токарев) на древнегреческом языке.
Самое главное для восстановления монастыря – это восстановление его духовной силы и значимости для населения – самих монашествующих и жителей округи. В пустыни игуменом Герасимом (Буняевым) и братией поддерживается Богослужебный устав Святой Афонской горы. Монастырь поддерживает тесную связь с афонским русским монастырем во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона: братия уже неоднократно посещала этот монастырь.
Мечтают братия и игумен Герасим построить вновь на горе Физиабхо храм в честь Преображения Господня. И это не просто стремление восстановить разрушенное храмовое здание – нет! Это восстановление самой духовно-нравственной сути существования монастыря.
В очерке монаха Прокопия далее читаем: «После освящения 110 лет назад храма в честь Преображения Господня на горе Физиабхо, высота которой равнялась одному километру, можно было нашим предшественникам смело отождествлять наши горы с Синаем, Афоном и Иерусалимом, где, как известно, так же венчают горные вершины храмы в честь Преображения Господня. А это уже, как вы понимаете, духовные связи со всем православным миром! Очевидно, по зависти определённых сил, где-то около 1950 года храм Преображения Господня, рассчитанный на 500 человек, был взорван богоборцами. Думается, что строительство храма в честь Преображения Господня на старом месте, явится восстановлением исторической справедливости и даст нашему монастырю право вновь называться форпостом и оплотом Православия на Северном Кавказе».
Заглянем же, как жила Свято-Михайловская пустынь в период ее наибольшего расцвета, например, в 1914 году.
Обратившись в Ставропольский Государственный архив, находим подробный рапорт Его Преосвященству Преосвященнейшему Михаилу, епископу Александровскому, временно управляющему Ставропольской епархией благочинного монастырей Ставропольской епархии, настоятеля Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни игумена Дорофея[3].
Отец игумен пишет: «Долг имею смиреннейше доложить Вашему Преосвященству, что обозревая 12 Iюня сего года Свято-Михайло-Афонскую общежительную пустынь, отстоящую от г. Ставрополя 367 верст, от г. Майкопа 45 и от ближайшей станицы Севастопольской 6 верст, учрежденную в 1878 г., нашел:
1) В обители пять храмов:
а) деревянный, крытый дранью, теплый, ветхий, во имя Св. Архистратига Михаила, построенный в 1878 г.
б) домовой в настоятельском корпусе деревянный, построенный в 1881 г. во имя преподобного Александра, первоначальника обители Неусыпающих. Требует небольшого ремонта.
в) каменный, холодный, построенный в 1885 году во имя Успенья Пресвятой Богородицы, при нем каменная же колокольня. Ремонта не требует.
г) трапезный каменный, теплый, во имя Св. Живоначальной Троицы, построенный в 1902 году, в нем необходимо цементный пол заменить деревянным.
д) холодный, смешанной постройки, с колокольнею на высокой горе Физиабхо, во имя Преображения Господня, построенный в 1903 году. Требует небольшого ремонта.
На престолах храмов имеются в целости Святые Антиминсы.
Каменная ограда пустыни имеется только с восточной стороны.
2) Для жилья настоятеля и братии, для приема богомольцев и разных назначений в пустыни имеется строений: каменных двухэтажных пять, деревянных двухэтажных три, деревянных одноэтажных пять, каменных одноэтажных три и турлучных одноэтажных шесть, деревянный амбар, три сарая и два хлева, скотный и экономический дворы.
3) В обители имеются: больница с аптекой на 10 кроватей, свечной завод для выделывания восковых свечей для потребления пустыни, иконно-картинная лавка, алебастровый и известковый заводы и мастерские: переплетные, сапожные, портняжные, шорная, колесная, кузнечно-слесарная, столярная и плотницкая.
4) В 80 верстах от пустыни вблизи ст. Гиагинской и Дондуковской находится монастырская экономия - центр всего хозяйства обители на участке 1543 десятины 1550 кв. сажен удобной земли. Для помещения эконома, братии и рабочих, а также для других назначений в означенной экономии имеется 14 зданий кирпичных и деревянных, молитвенный дом в жилом деревянном доме, каменные, крытые железом амбары для ссыпки зернового хлеба, сыроваренный завод, паровая мукомольная мельница и маслобойня, винодельная и кирпичный завод, скотные дворы и мастерские: кузнечно-слесарная, колесная, столярная и плотницкая.
В г. Майкопе монастырское подворье с четырьмя жилыми зданиями, конюшней и сараем.
В г. Екатеринодаре подворье с тремя жилыми зданиями и службами к ним.
5) Богослужение в пустыни отправляется по уставу Святой Афонской Горы. Вечерня в 4 часа, повечерие – после ужина. Утреня в 12 час. ночи и литургия в 7 час. утра.
6) Ризница и библиотека имеются в достаточном количестве и содержатся в порядке.
Опись монастырского имущества имеется.
7) Во главе монастыря стоит игумен Антоний, в ведении которого на 12 Iюня находилось налицо: архимандрит на покое ‑ 1, иеромонахов – 12, иеродиаконов – 6, схимонах – 1, монахов – 38, указных послушников – 4, проживающих на испытании по паспортам – 55, а всего 117 человек; кроме того, 30 человек, служащих по найму.
8) Хозяйство пустыни ведется очень хорошо. На 12 Iюня находилось налицо: лошадей 6, волов 9 пар, коров 18, бык-производитель 1, телят 17. В экономии: коров 50, быков-производителей 4, рабочих быков 66, гулевых быков 52, разного гулевого скота 49, малых телят 48, овец старых 150, ягнят 100, козлов 2, лошадей 109, жеребят 17, верблюдов старых 32, верблюдов-сосунов 4, свиней и поросят 472 шт.
Пшеницы ‑ 8000 пудов, ячменя – 2000 пудов, ржи 1000 пудов, кукурузы 100 пудов, и овса 200 пудов.
Сена достаточное количество для прокорма всего скота.
Все работы по сельскому хозяйству производятся средствами обители и отчасти трудами братии пустыни.
Главным источником доходов служит ведение в экономии сельского хозяйства, а именно посев разных хлебов и скотоводство. Небольшие доходы получаются от сыроваренного завода, виноградника, сада и пасеки.
9) Всей земли, принадлежащей монастырю удобной и неудобной с лесом 2049 десятин 1475 кв. сажен, в трех участках: 1) под монастырем 405 десятин 1725 кв. сажен; 2) в экономии 1543 десятин 15590 кв. сажен и 3) в Грушевской волости Ставропольской губернии 100 десятин 600 кв. сажен. Последний участок сдается в аренду.
10) Чудотворных или чтимых икон в пустыни нет.
11) По приходно-расходной книге за сей год значится: на 1 Января оставалось наличными 15653 руб. 85 коп и билетами 101990 руб.
С 1 Января по 12 Iюня (по ст. 92-й) поступило наличными деньгами 23369 руб. 94 коп.; за то же время израсходовано наличными деньгами 21968 руб. 80 коп. Засим на 12 Iюня должно остаться наличными 17054 руб. 79 коп. и билетами кредитных учреждений 101990 руб. Как процентные бумаги, так и наличные деньги оказались по проверке налицо. Наличными деньгами 13700 руб. хранятся по двум книжкам сберегательной кассы при Майкопском Казначействе, 3354 руб. 79 коп. – в монастырской кассе.
12) По общежительному уставу пустыни братии выдается одежда, обувь, также все необходимое. Пищу все имеют в общей трапезе, выдается чай, сахар.
Вашего Преосвященства Милостивого Архипастыря и Отца нижайший послушник
благочинный монастырей игумен Дорофей.
Iюля 7 дня 1914 г.»
Не знаю, как для уважаемых читателей, но на меня от этого сухого архивного документа дохнуло тем прекрасным миром стабильности, трудов во Славу Божию и Отечества, народного благочестия и благополучия, которого лишила себя Русь Святая и не имеет наша великая держава поныне.
Вполне понятно, что никто не собирается сейчас насильно отбирать у жителей земли и средства, отнятые у монастырей, заработанные трудом и потом послушников и монахов, а также добровольно (!) пожертвованные людьми всех состояний и сословий. Но не стоит и забывать, как иванам, на помнящим родства, что «Казачья Лавра» служила именно народу – здесь доживали век раненые и одинокие воины Кавказской войны, крестьянские дети из обедневших из-за той же войны семей переселенцев, а также и молодые люди из самых разных сословий и из разных уголков России, Украины, Молдавии, Белоруссии, желавшие только одного – положить свои жизни на алтарь Православия. Пришло время, и этого Господь сподобил некоторых из них… Как и тысячи новомучеников и исповедников – монашествующих, священнослужителей и простых верующих, не отрекавшихся от Бога людей нашей огромной страны, молящихся ныне за нас в обителях Небесных.
Приводились три свидетельства о монастыре разных людей – историка, современного насельника и игумена-очевидца прошлого века, – для того, чтобы читатели удостоверились, что Михайловский монастырь – одно из чудес Божиих на кавказской земле. Чудом было его зарождение над древним византийским подземным монастырем, чудом надо считать и его возрождение за 10 лет, когда многие монастыри в других регионах лежат в развалинах и не могут возродить ни зданий, ни, увы, духовности.
А еще хочется сказать о том, что каждый приходящий или приезжающий сюда паломник найдет здесь своё особое видение обители и какие-то личные, непередаваемые ощущения близости к Небу.
Неоднократно бываю в Свято-Михайловской Афонской пустыни, и мне снова и снова хочется туда вернуться. И так происходит со многими! Постоянно ездят сюда многие православные и неправославные жители Ставрополья, Адыгеи, Кубани из множества станиц, поселков, городов, паломники из других регионов России. Особенно многолюдно здесь в воскресные и праздничные дни – и в храмах, и на тропинках, ведущих к подземному городу, к святому источнику великомученика и целителя Пантелеимона, исцеляющего и укрепляющего всех, прибегающих с верой к его помощи, независимо от конфессиональной принадлежности. Я сама слышала такие отзывы!
В любое время года прекрасен монастырь. Его реставрированные и выстроенные заново трудами насельников храмы, с нетающими снежными вершинами на горизонте, с чудесным лесом в золотом осеннем уборе вокруг обители, со святыми ее источниками и многим-многим другим, что не передается словами, но впитывается внимающим этому святому месту сердцем…
[1] «Дело мира и любви. Очерки истории и культуры православия на Кубани». В.Е. Бороденко «Монастыри и монашество».‑ Краснодар: Православный Екатеринодар: Традиция, 2009. – С. 225-226.
[2] Монах Прокопий (Леонов),Духовные связи и молитвенные взаимодействия братии Свято-Михайло-Афонской пустыни (1877-1928 гг.) http://mihailov-monastir.narod.ru/sviatyni-obiteli.html (06.11.2011).
[3] ГАСК. Ф 135.Оп. 72. Д. 907. «О ревизии игумена Дорофея всех монастырей Кавказской епархии»