В ряде случаев возможен отказ от искусственного поддержания жизни людей, не подающих признаков сознания, — прот. Всеволод Чаплин
События
«Конечно,
бывают случаи, когда неясно, присутствует ли еще душа в теле, когда много лет
тело не подает признаков осмысленной жизни, хотя некоторые его функции могут и
действовать. В таких случаях, может быть, и не нужно годами искусственно
поддерживать деятельность тела при помощи сложной аппаратуры», — заявил отец
Всеволод корреспонденту «Интерфакс-Религия» во вторник.
«Однако то, о чем я говорю, не имеет ничего общего с так называемой эвтаназией», — подчеркнул он, добавив, что выступает против деления эвтаназии на пассивную и активную и считает собственно эвтаназией то, что называется «активной эвтаназией» (ускорение смерти пациента по его желанию или по желанию родственников. — Ред.).
Так священник прокомментировал случай в Италии, где на днях от аппаратов жизнеобеспечения была отключена 38-летняя Элуана Энгларо, которая находилась в коме в течение последних 17 лет. По утверждениям врачей, состояние их пациентки было необратимым. Кроме того, отец Э. Энгларо в прошлом году выиграл судебную тяжбу, получив право на отключение дочери от аппаратов жизнеобеспечения.
Отец Всеволод указал на то, что «христианское миропонимание всегда учило людей не приближать кончину, но и не удерживать всеми силами в этом мире человека, который определенно уже переходит в мир иной».
«Христианин помнит, что самая важная, настоящая жизнь для человека начинается за пределами этого мира, и, когда человек достойно встретил конец временной жизни: с покаянием, молитвой, готовностью ко встрече с Богом, искусственно поддерживать жизнь его тела, когда он уже давно признаков осмысленной жизни не подает, не принято. Это не в христианской традиции, и наши предки никогда так не поступали», — заявил священник.
Говоря же об эвтаназии, он напомнил, что Православная Церковь «однозначно осудила ее как грех, в котором соединяется убийство и самоубийство». «Когда человек, который не сам себе дал жизнь, от этого дара отказывается, он бросает вызов Богу», — отметил собеседник агентства.
По его словам, «когда один человек помогает другому совершить самоубийство, это противно всей нашей нравственной природе, и не случайно даже неверующие люди так напряженно обсуждают эту тему».
«Узаконивание так называемой эвтаназии особенно опасно в тех странах, где возможны врачебные злоупотребления, неправильно поставленные диагнозы», — считает отец Всеволод.
Тяжелее же всего, признался он, наблюдать ситуации, в которых «родственники и врачи подталкивают человека к мысли о самоубийстве, а иногда к ней себя подталкивает и сам человек: дескать, зачем мучить окружающих, тратить на тяжелобольного деньги и лекарства, не лучше ли решить все проблемы одним махом».
На взгляд представителя Русской Церкви, «наше общество глубоко виновно в том, что оно допускает такую мысль по отношению к больным и страдающим людям и позволяет им в себе эту мысль вынашивать».
«От такой мысли недалеко и до псевдокультуры "эвтаназии", от ее навязывания, то есть от ситуации, когда людей будут заставлять волей-неволей сводить счеты с жизнью, если они окажутся бесполезны в практическом отношении. Мы знаем такие примеры в языческом мире. Неужели человечество хочет к этой практике вернуться?» — задал вопрос священник.
«Однако то, о чем я говорю, не имеет ничего общего с так называемой эвтаназией», — подчеркнул он, добавив, что выступает против деления эвтаназии на пассивную и активную и считает собственно эвтаназией то, что называется «активной эвтаназией» (ускорение смерти пациента по его желанию или по желанию родственников. — Ред.).
Так священник прокомментировал случай в Италии, где на днях от аппаратов жизнеобеспечения была отключена 38-летняя Элуана Энгларо, которая находилась в коме в течение последних 17 лет. По утверждениям врачей, состояние их пациентки было необратимым. Кроме того, отец Э. Энгларо в прошлом году выиграл судебную тяжбу, получив право на отключение дочери от аппаратов жизнеобеспечения.
Отец Всеволод указал на то, что «христианское миропонимание всегда учило людей не приближать кончину, но и не удерживать всеми силами в этом мире человека, который определенно уже переходит в мир иной».
«Христианин помнит, что самая важная, настоящая жизнь для человека начинается за пределами этого мира, и, когда человек достойно встретил конец временной жизни: с покаянием, молитвой, готовностью ко встрече с Богом, искусственно поддерживать жизнь его тела, когда он уже давно признаков осмысленной жизни не подает, не принято. Это не в христианской традиции, и наши предки никогда так не поступали», — заявил священник.
Говоря же об эвтаназии, он напомнил, что Православная Церковь «однозначно осудила ее как грех, в котором соединяется убийство и самоубийство». «Когда человек, который не сам себе дал жизнь, от этого дара отказывается, он бросает вызов Богу», — отметил собеседник агентства.
По его словам, «когда один человек помогает другому совершить самоубийство, это противно всей нашей нравственной природе, и не случайно даже неверующие люди так напряженно обсуждают эту тему».
«Узаконивание так называемой эвтаназии особенно опасно в тех странах, где возможны врачебные злоупотребления, неправильно поставленные диагнозы», — считает отец Всеволод.
Тяжелее же всего, признался он, наблюдать ситуации, в которых «родственники и врачи подталкивают человека к мысли о самоубийстве, а иногда к ней себя подталкивает и сам человек: дескать, зачем мучить окружающих, тратить на тяжелобольного деньги и лекарства, не лучше ли решить все проблемы одним махом».
На взгляд представителя Русской Церкви, «наше общество глубоко виновно в том, что оно допускает такую мысль по отношению к больным и страдающим людям и позволяет им в себе эту мысль вынашивать».
«От такой мысли недалеко и до псевдокультуры "эвтаназии", от ее навязывания, то есть от ситуации, когда людей будут заставлять волей-неволей сводить счеты с жизнью, если они окажутся бесполезны в практическом отношении. Мы знаем такие примеры в языческом мире. Неужели человечество хочет к этой практике вернуться?» — задал вопрос священник.