Сборник посвящен этноязыковым связям балтов и славян в прошлом и настоящем и содержит статьи по этимологии, фонетике, акцентологии, исторической ономастике, интерференции диалектов в условиях двуязычия, фольклористике. Особое внимание уделяется лингвистической ситуации на территории нынешнего литовско-славянского этноязыкового пограничья (д. Пеляса Вороновского р-на Гродненской обл. БССР).
Сборники докладов конференций "Международные Рождественские Образовательные чтения". Секция «Православное осмысление творения мiра» 2005-2008 гг. 25-26 января 2005 года в Москве в рамках XIII Международных Рождественских Образовательных Чтений по инициативе Миссионерско-Просветительского Центра "ШЕСТОДНЕВЪ" была проведена секция "Православное осмысление творения мiра". На её заседаниях богословы указали на абсолютную несовместимость эволюционизма и православного мiровоззрения, а учёные из разных стран, в свою очередь, засвидетельствовали отсутствие каких бы то ни было научных данных, которые можно было бы однозначно трактовать как доказательства эволюционной гипотезы происхождения мiра.
Центральная тема предлагаемого сборника - судьба традицонных ценностей российской интеллигенции в начале ХХ века. При этом значительное внимание уделятся специфике интеллигентского сознания накануне революции и исследованию причин и характера его эволюционного превращения в советский период. Авторы утверждают оптимистический взгляд на возможности возрождения русских мыслителей (Столыпина и Белой армии), о перспективах развития русского духа, впервые увидевших свет после 1917 г. Сборник расчитан, как на специалистов-философов, так и на широкий круг читателей, интересующихся судьбой русской интеллигенции.
Императорская Российская Академия, пекущаяся о успехах в языке и словесности, благоволила предложить два задания: 1-е, написать рассуждение о красноречие Священного писания, 2-е, показать, в чем состоит богатство, обилие, красота и сила Российского языка, и какими средствами оный еще более распространить, обогатить и усовершенствовать можно. Да позволено мне будет оба сии вопроса соединить вместе; ибо я полагаю тем тесную и неразрывную между оными связь, что мне кажется предложенные совокупно могут они гораздо лучше освещать один другой, нежели когда бы о каждом из них рассуждаемо было порознь. Книга рекомендуется филологам-славистам, историкам языка, студентам и аспирантам филологических факультетов вузов, а также всем заинтересованным читателям.
Киреев А.А. Учение славянофилов. М.: Институт русской цивилизации, 2012
В книге впервые после 1917 года публикуются основные труды генерала Александра Алексеевича Киреева (1833–1910) – выдающегося русского мыслителя-славянофила, государственного и военного деятеля, одного из руководителей российской разведки, философа, богослова и публициста. Киреев, с детства знакомый с лидерами славянофилов, многие из которых были его земляками, до конца своих дней оставался верным славянофильским идеалам молодости. В его трудах прослеживается эволюция славянофильской мысли с момента ее зарождения до начала XX столетия. Оставаясь одним из теоретиков славянофильства, Киреев старался претворить его учения в жизнь. Занимая видные военные и придворные должности, он на всех постах отстаивал интересы России и русского народа, сохранение великой России в незыблемости Православия и самодержавной монархии. Под самодержавием Киреев понимал полную, совершенно независимую от давления извне, единую и неразделимую верховную власть. В XX столетии, говорил он, у России есть два пути: или опрокинуться в конституцию и правовой беспорядок, или «вернуться домой», к истокам национальной жизни. Занимаясь изучением жизни западных и южных славян, Киреев уделял большое внимание проблеме раскола славян на православных и католиков. В деле распространения Православия в западнославянских землях он возлагал большие надежды на старокатоличество, не принимающее еретические постулаты папства.
А. П. Огурцов. Философия науки. Двадцатый век. Концепции и проблемы. В 3 книгах. Мiръ, 2011
Эта книга посвящена анализу тех изменений, которые произошли в философии науки XX в. Сами изменения рассматриваются в ней как смена подходов и проблем, как смена стратегий в изучении науки и как постановка и решение вопросов, которые ранее не ставились в философии науки. Само собой разумеется, кардинальным образом изменилась и наука в XX столетии. Из университетской науки она стала делом громадных научно-исследовательских институтов, превратилась, используя терминологию Дерека де Соллы Прайса, из Малой науки в Большую науку. Крупнейшие открытия XX в. — специальная и общая теории относительности, квантовая механика, создание генетики, современной космологии, технические нововведения, обусловленные развитием научных исследований, — от самолетостроения до компьютерной техники, от военной техники до технических устройств в быту, — всем этим человечество обязано науке XX в. Вместе с тем развитие науки в XX в. создало новые, глобальные угрозы перед человечеством — угрозу самоуничтожения в ядерной войне, разрушения природных экологических систем, отравления их радиацией, химическими веществами и т. д.
Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: Институт русской цивилизации, 2012
В книге публикуются труды русского мыслителя, философа и публициста Николая Александровича Бердяева (1874–1948). В его философии есть немало того, что не может принять человек, живущий идеалами Святой Руси. Тем не менее в его книгах содержатся глубокие мысли и предвидения, основой которых является национальная русская философия – от митрополита Илариона до славянофилов. Исследуя происхождение социалистических учений, он видит их корни в иудейских доктринах построения Царства Божьего на земле для избранного народа. В первооснове социализма лежат свойственные иудеям неверие в бессмертие, жадность к земным благам, а главное – забвение Христа, отхождение от тайны искупления, происходит подмен божественного миропорядка безбожным царством. Пророчески звучат слова Бердяева о масонстве как страшной разрушительной силе, взращенной на иудейских доктринах. По его мнению, «масонство в конце концов хочет ослабить все нации, лишить их индивидуального характера и подменить Церковь Христову ложной гуманистической лжецерковью, конкретное всеединство человечества – абстрактным единством». То, о чем писал Бердяев в 1918 г., претворилось в жизнь в странах сегодняшнего Евросоюза.
Данная книга ни в коей мере не претендует на статус фундаментального научного исследования. Это — не более чем компиляция из ряда авторитетных современных исследований и публикаций. Содержание книги определяется содержанием курса, прочитанного автором в течение нескольких лет для студентов двух высших учебных заведений. Курс разрабатывался первоначально для студентов группы церковной·журналистики на факультете журналистики МГУ, а затем дорабатывался и расширялся, когда автор читал его на историко-филологическом, богословско-философском и библейско-патрологическом факультетах Российского Православного Университета.
Кирилл Лукарис. Восточное исповедание христианской веры. Мирт, 2000
Произведение константинопольского патриарха К. Лукариса, впервые выходящее на русском языке, в сжатой форме отражает наиболее существенные взгляды этого выдающегося церковного деятеля и христианского мыслителя XVII века по основным вопросам христианской веры. Книга адресована религиоведам, историкам, студентам, всем, кого интересуют проблемы христианства. Текст «Исповедания» представлен на трех языках: русском, латинском, и греческом.
С. Полоцкий — деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин. По поручению Собора 1666 года он составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты. В конце 1667 года сочинение было напечатано от имени царя и Собора под заглавием: «Жезл правления на правительство мысленного стада православно-российской церкви, — утверждения во утверждение колеблющихся во вере, — наказания в наказание непокоривых овец, — казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих». Книга является типичным образцом схоластической риторики. Хотя Собор отозвался о труде Полоцкого с высокой похвалой, признав «Жезл» «из чистого серебра Божия слова, и от священных писаний и правильных винословий сооруженным», сочинение содержало некоторые западные богословские мнения (прежде всего, по вопросу о времени пресуществлении св. Даров), что и было впоследствии отмечено одним из противников Полоцкого, чудовским монахом Евфимием.