Как отмечает рецензент газеты «Монд», в новой ленте «Остров» перед французским зрителем «предстанут ледяной и суровый пейзаж российского севера, вода и крики чаек». Французская критика отмечает особую строгость ленты, прекрасную операторскую работу Андрея Жегалова и явно изменившийся ритм киноповествования у самого режиссера.
Это признает и сам Лунгин. «Ранее я считал, что необходимо буквально «впечатывать» в кадр движение, ускорять его для придания большей энергии изображению. В фильме «Остров» я впервые отдал себе отчет в том, что чем сильнее мы замедляли движение в кадре, тем выше становилась его энергия», — говорит Лунгин в интервью газете «Монд».
Французы с большим интересом смотрят на главного героя ленты — отца Анатолия, работающего истопником в маленькой монастырской обители в удаленном районе на российском Севере. Газета «Монд» отмечает великолепную игру Петра Мамонова, выступающего в роли, как говорят во Франции, «Божьего безумца».
«Блаженные всегда играли немалую роль в России — они имели право на необычные поступки, запрещенные другим людям, они могли говорить правду царям, становиться главными героями некоего осуществляемого ими странного действа во имя Бога», — говорит режиссер.
«Петр Мамонов, играющий эту роль в фильме — рокер, человек, принадлежащий практически к такой же среде людей. Он и в реальной жизни совершал немало безумных поступков, ведя саморазрушительный образ жизни. В настоящее время он принял веру, но все еще изредка дает концерты, в буквальном смысле слова впадая при этом в транс», — рассказывает французам Лунгин.
«Мой главный герой в фильме не совершает подлинных чудес. Он скорее учит людей на манер буддистов осознанию происходящего — разыгрывая для этого простейшие жизненные сценки, маленькие психодрамы», — говорит режиссер.
«По-моему, подлинное чудо несовместимо с нашей современной жизнью, — считает Лунгин. — Потому что с времен эпохи Возрождения мы покинули сферу мистики и одержимы рациональностью».
«Чудо может произойти только при условии полного разрушения прежнего образа жизни, обретении способности приближения к смерти без какого-либо страха», — говорит Лунгин.
«Герой Мамонова — это своего рода психиатр, но сумасшедший психиатр. И совершенно добрый человек», — подчеркивает режиссер.
Он признает, что фильм стал для него переломным моментом в жизни. «У меня всегда существовали сложные отношения с Церковью. Я верующий, но редко хожу на службы. Но в то же время я далек от мысли, что человек — это не более чем некое скопление элементарных частиц. В своем творчестве я не веду открытого разговора о духовности. Однако во всех моих лентах, начиная с «Такси-блюза», присутствует понятие души, идеи о том, что в какой-то момент у человека может возникнуть желание расплатиться за прегрешения других. Меня всегда восхищала та сила, которая подвигает человека совершать поступки, продиктованные ему внутренним голосом, поступки во имя других, подобные самопожертвованию».
«Я не желаю жить в мире, где люди ищут лишь личной выгоды», — подчеркивает Лунгин.
Он отмечает, что ранее всегда снимал ленты о периодах тяжелых перемен в жизни России. «Сегодня у меня такое чувство, что эти этапы закончились и наше общество ощущает необходимость поразмыслить о вечном, о греховности, о сознании», — говорит Лунгин.
Режиссер доволен успехом его ленты в России. «Фильм стал там подлинным общественным явлением. При показе по телевидению он собрал 48 % аудитории — это абсолютный рекорд».
Режиссер, говоря о своих планах на будущее, признает, что «увидел в чертах Мамонова в фильме «Остров» подлинные черты Ивана Грозного». И ведет в настоящее время подготовку к новому кинорассказу — «на тему власти, религии и любви народной».