В работе семинара приняли участие более 20 человек, среди которых были проректор ПСТГУ по учебной работе священник Геннадий Егоров, декан факультета дополнительного образования священник Лев Семенов, заместитель декана по инновационной работе О.Н. Шевченко, заведующий кафедрой НТГО Н.С. Серебряков и многие преподаватели факультета (А.В. Конопатченков, М.С. Шевардина, Ю.В. Серебрякова, Е.Н. Никулина и др.).
Семеро преподавателей (в том числе двое докладчиков), живущие не в Москве, а в других городах России (Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Сургут, Барнаул), а также за рубежом (г. Гельзенкирхен, Германия), участвовали в семинаре посредством интернет-телефонии «Skype».
Перед участниками семинара были поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные проблемы, вызывающие психологический дискомфорт у слушателей при дистанционной форме обучения.
2. Определить основные проблемы психологического характера, возникающие у педагогического состава при работе в условиях дистанционного обучения.
3. Наметить пути решения этих проблем у участников образовательного процесса.
4. Определить профилактические меры для предотвращения конфликтных ситуаций в процессе обучения преподавателя со слушателями, слушателей друг с другом, слушателей с администрацией.
Были заслушаны следующие сообщения интернет-преподавателей факультета:
1. Шевченко Оксана Николаевна (заместитель декана ФДО по инновационной работе, ст. преподаватель). Об основных трудностях, возникающих у преподавателей, работающих в системе Виртуального университета
2. священник Лев Семенов (декан ФДО, доцент, к. ист. н.) Насколько виртуально общение в процессе обучения в виртуальном университете?
3. Пушкарев Сергей Александрович (преподаватель кафедры теологии ФДО). Опыт преподавания интернет-курсов: попытка осмысления психологических проблем общения.
4. Никулина Елена Николаевна (ст. преподаватель кафедры теологии ФДО). Педагогическое взаимодействие в дистанционном образовании: проблемы учащих и учащихся.
5. Гимранов Никита Дамирович (ст. преподаватель кафедры теологии ФДО). Поиск ответов на контрольные вопросы в интернете: проблема, последствия, пути решения.
6. Меркишина Ирина Александровна (преподаватель кафедры теологии ФДО). Как развить навыки, которых нет? Проблема готовности учащихся к эффективной учебной деятельности в условиях дистанционного обучения.
7. Конопатченков Алексей Вячеславович (ст. преподаватель кафедры НТГО ФДО, к. ист. н.). Организация психологической поддержки учащихся в интернет-школе.
8. Венгеров Андрей Александрович (преподаватель кафедры теологии ФДО). Влияние ошибок пользовательского интерфейса на процесс обучения.
Все доклады вызвали живой интерес у участников семинара и послужили основой для дальнейшей дискуссии. Итогом семинара стало выявление тех точек в образовательном процессе, где учащие и учащиеся ощущают наибольший психологический дискомфорт. Также были определены перспективы дальнейшей работы по совершенствованию дистанционного обучения, являющегося визитной карточкой факультета дополнительного образования ПСТГУ. Расшифровка записи семинара вскоре будет выложена на сайте ФДО.