Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя шесть модулей (предметов): основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, историю мировых религиозных культур и основы светской этики. Что предпочтет четвероклассник, решать ему и его родителям. По итогам апробации курса в школах 21 региона, основы светской этики выбрали 42% родителей, основы православной культуры — 30%, основы мировых религиозных культур — 18%, основы исламской культуры — 9%, основы буддийской культуры — 1%, иудейской — менее 1%.
Максим Дулинов подчеркнул, что ОРКСЭ является культурологическим курсом и рассказывает о традиционных религиозных культурах России и светской этике. Ставить ли детям оценки на этом уроке, решат сами учителя. Минобрнауки России на этом не настаивает. Предварительный опрос педагогов показал, что мнения разделились примерно поровну. Одни учителя считают — если предмет направлен на общее развитие школьника, то отметка не нужна и нелепа. А другие — в любом случае оценка всегда дисциплинирует ученика.
Почему этот курс вводится только в четвертых классах? «По мнению педагогов-психологов, возраст 10—11 лет наиболее благоприятен для усвоения детьми основ культурологического понимания такого явления, как религия, — отметил выступающий. — Что касается дальнейшего изучения курса духовно-нравственных основ, то в новых стандартах основной школы его планируется продолжить. Вопрос, как двигаться дальше, сейчас обсуждается. Понятно, что сюда должны быть органически вплетены история и литература, но, наверное, нужно какое-то еще иное наполнение, либо учебными курсами, либо предметами». В любом случае, осмысленная программа будет представлена на общественное обсуждение.
Максим Дулинов также сообщил, что новый законопроект об образовании (это уже четвертая версия) планируется внести в Госдуму в 2012 году. «В нем мы постарались максимально учесть и решить все спорные вопросы, которые накопились в системе образования в целом, а также в части религиозного и духовно-нравственнного образования. Например, в статье 89 освещена тема возможности получения религиозного образования», — отметил Дулинов. В статье 14 указано, что религиозные организации могут участвовать в сетевых образовательных программах.
Другая возникавшая до сих пор проблема — это незаконное открытие в образовательных учреждениях молельных комнат и домовых храмов (например, в детских домах и интернатах). Действующее сегодня законодательство это запрещает. Однако новый законопроект — о внесении изменений в связи принятием закона «Об образовании в Российской Федерации» — разрешает открыть молельную комнату или домовый храм по просьбе родителей или обращению администрации (представляющей интересы ребенка).
В ближайшее время образовательные учреждения должны в обязательном порядке определиться с выбором, какое количество учеников какой из модулей курса ОРКСЭ будет изучать, закупить учебники из федерального перечня (их список разместят на сайте министерства образования и науки в конце декабря) и обучить педагогов. «Для закупки учебников школам уже выделяются деньги, и заявления администрации, что денег нет, — неправомочны», — заключил Максим Дулинов.