В Москве прошла конференция «Отечественные традиции девического воспитания»
События

В форуме приняли участие около ста преподавателей высших и средних учебных заведений, педагоги воскресных школ, сотрудники приходских учреждений из Москвы, а также Московской, Брянской, Смоленской, Тамбовской областей, из Республики Беларусь и Чешской Республики. Их вниманию были предложены доклады и сообщения, в которых затрагивался широкий спектр тем, связанных с дореволюционными, а также современными особенностями воспитания девушек.

К сожалению, недостаток времени не позволил выступить всем желающим: из почти тридцати человек, подавших заявки, ознакомить аудиторию со своими мыслями и наблюдениями получили возможность только около десятка докладчиков.

Конференция открылась докладом «Нравственная сила женщин. Назначение женщины» Е.О. Крыловой, ректора Московской педагогической академии, председателя экспертного совета Комиссии по вопросам просвещения, науки и общественной нравственности Общественного совета ЦФО, доктора экономики и права, призвавшей современных воспитателей опираться в своих трудах на святоотеческое наследие.

С большим интересом было воспринято слушателями выступление заместителя председателя Императорского Православного Палестинского Общества, старшего научного сотрудника Института российской истории РАН, доктора исторических наук Н.Н.Лисового. Как заявил докладчик, существующие проблемы воспитания молодого поколения во многом вызваны утратой государством и обществом нравственных идеалов и понятия подлинного гражданского долга. В Российской империи воспитание девочек и мальчиков было проникнуто идеей служения Отечеству и народу, напомнил Н.Лисовой, и именно к этому призван сегодня каждый человек. «Жены — мироносицы в Евангелии определяются своим самоотверженным служением учителю. Они этим превзошли даже святых апостолов. Вот, на чем должно быть построено воспитание — на служении, на подвиге, на самоотверженности», подчеркнул он.

О жизненном пути святой XII века преподобной Евфросинии Полоцкой рассказала настоятельница Спасо-Ефросиниевского женского монастыря Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви игумения Евдокия (Левшук). Как отмечалось в ее выступлении, именно труды преподобной Евфросинии, урожденной полоцкой княжны, в двенадцатилетнем возрасте принявшей иноческий постриг, во многом положили начало новому для Древней Руси женскому служению, в котором духовное подвижничество сочеталось с просветительской деятельностью.

О важности воспитания девочек на примерах лучших женских образов русской классической литературы говорил Ю.В. Корешков, учитель русского языка и литературы школы №2 города Дорогобуж Смоленской области. Докладчик детально проанализировал описание героинь повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», отметив, что их нравственная сила и достоинство при адекватной и современной подаче пушкинского наследия на школьных уроках и сегодня способна затронуть души и умы юных читательниц.

Особенностям современного девического воспитания посвятила свой доклад Ю.В. Нефёдова, методист Московской педагогической академии, кандидат педагогических наук. Она напомнила о важности воспитания в девочках и девушках подлинного целомудрия, подразумевающего не только физическую чистоту, но и цельность мыслей и чувств, способствующую сознательному и последовательному отвержению соблазнов.

Как подчеркнула Ю.В.Нефедова, тему целомудрия крайне сложно обсуждать с современными детьми, находящимися под гнетом принципиально иных общественных установок. «В нашем обществе господствуют две парадигмы: казаться и быть. Какими нужно казаться наши дети знают отлично. А каким надо быть? Хорошо, если они учатся этому дома на благочестивом примере собственных родителей, хорошо, если у них есть идеал, к которому они стремятся. К сожалению, таких детей меньшинство», отметила она.

Рассказав о случае с восьмиклассницей одной из московских школ, которая чуть не покончила с собой из-за того, что сверстники за нестандартное по меркам современных подростков поведение называли ее «тургеневской девушкой», докладчица с тревогой констатировала, что в детской среде происходит подмена понятий на глубинном мировоззренческом уровне. В итоге положительные примеры героев классики перестают быть понятными нынешним школьникам. Вместе с тем, у детей сохраняется тяга к высоким чувствам, стремление обрести иные, непреходящие идеалы. Педагог выразила убеждение в том, что детей и подростков стоит воспитывать не запретами и запугиванием, а положительными примерами: «Не нужно рассказывать о том, как плохо быть растленной, нужно показать как хорошо, как красиво быть по-настоящему сильной, быть цельной, быть кроткой и целомудренной». По ее мнению, современному православному воспитателю важно привести детей к пониманию необходимости нравственной борьбы за свои взгляды и убеждения, равно как и к тому, что нужно иметь мужество иногда «плыть против течения», чтобы остаться самим собой.

Как ожидается, в ближайшее время по итогам конференции будет издан сборник, куда войдут все заявленные доклады и сообщения.

Седмица.RU


Другие публикации на портале:

Еще 9