«Маленький сад роз»
Вниманию читаталей портала предлагается перевод восьми глав трактата «Маленький сад роз» («Hortulus Rosarum»), авторство которого приписывается Фоме Кемпийскому. Перевод был осуществлен с англоязычного издания конца XIX века (London: T. Jones, Paternoster Row. 1840). В приведенном отрывке изложены аскетические рассуждения о том, как бороться с пороками, вести богоугодную жизнь и где искать истинную мудрость.
Статья
Книга «Hortulus Rosarum» («Маленький сад роз») приписывается немецкому католическому монаху, писателю и мистику Фоме Кемпийскому (ок. 1379 — 1471 гг.). На сегодняшний момент известно более ста его произведений. Примечательно, что на русский язык до сегодняшнего дня переведен только знаменитый трактат в 4-х частях «De Imitatione Christi» («О подражании Христу»).
В процессе поиска других произведений сочинителя «О подражании Христу», который переводился несколько раз в России (начиная со второй половины XVII века и до 90-х годов XX века), автор предлагаемого русского перевода обнаружил в Интернете, возможно, единственный отсканированный экземпляр англоязычного издания с пространным предисловием переводчика, но, к сожалению, с отсутствием инициалов последнего. («The Little Garden of Roses» датируется второй половиной XIX века.)
В отличие от «Подражания Христу», в «Маленьком саду роз» создатель трактата обращает внимание не только на внутренную жизнь во Христе, он дает намного больше практических советов на тему благочестивого отношения к ближнему, что роднит книгу с ветхозаветными Притчами Соломона и Экклезистом.
Главная идея произведения выражена в 4-м пункте 4-й главы: «Тот, кто постоянно занят упражнениями небесными (молитвой и духовными размышлениями), подобен разумному садовнику, который сажает розы и лилии на своём участке, — уготовано ему счастье сладкое, ибо потом он с великой радостью войдёт со святыми ангелами в небесный рай».
Михайленко В.Б.
Глава 1
О ИСКАНИИ ДОБРОГО ОБЩЕСТВА И УКЛОНЕНИИ ОТ ХУДОГО
«Cum sancto sanctus eris, et cum perverso perverteris [1]».
«Со святыми ты будешь свят; а с развратным и сам развратишься».
1. Любимый брат во Христе, бодрствуй неустанно, иначе соблазнит тебя собрание лжецов и людей лукавых или тех, кто живёт беспорядочно. Приближайся к добродетельным, к тем, кто друзья порядка и хорошо наставлены, к тем, от кого ты услышишь лишь добрые слова, исполненные утешения и наставления.
Ибо как незагоревшийся уголь даёт тепло и мерцает, когда бросают его в горящее пламя, так и часто случается, что когда теплохладный христианин общается с благочестивым и ревностным братом — он опять обретает своё рвение и благочестие. И поскольку он возрастает в познании добра, он вновь начинает благоухать сладким ароматом добродетели.
Благодаря этому апостолы, следуя за Христом, стали святыми людьми и получили полноту Святого Духа.
Благодаря этому Марк, следуя за св. Петром, учился святому Евангелию, которое с большой радостью слушал из самих уст сего благословенного апостола.
Благодаря этому, следуя за св. Павлом, Тимофей был научен Святым Писаниям, которые постигал с детства; более того, когда благодать Божья возросла в нём, он был рукоположен в епископы в Ефесе наставником, любившем его так, как отец единственного ребёнка.
2. Благодаря этому Поликарп, ученик святого апостола Иоанна, стал пылким проповедником веры и пострадал со святым Игнатием, претерпев славное мучение. Благодаря этому наш благословенный отец Августин, наставленный и крещёный святым Амвросием, стал славным учителем святой Церкви и обрёл известность по всей земле. Благодаря этому святой юноша Мавр, идя по стопам святого Бенедикта, впоследствии, по благословению Божьему, стал святым аббатом и обрёл известность, — он был добродетелен и творил чудеса.
Благодаря этому в школе преподобного Стефана, аббата монастыря Сито, столь любимый Богом Бернард стал светочем благочестия в своём ордене — он сиял, подобно яркой звезде на тверди небес.
Бессчётны сии примеры — древние, а равно и новые, — которые доказывают, что общество добрых стремится сберечь душу человеческую, а общество нечестивых — погубить; они доказывают, что доброе наставление приносит пользу, а нечестивые разговоры опасны; молчание и уединение помогает нам возрасти духовно, а беспутный образ жизни и бесчинство мира сего препятствуют этому возрастанию.
Посему пребывай, насколько возможно, в уединении и трудись в служении Божьем или присоединись к богобоязненным и святым, с которыми ты сможешь беседовать о добродетелях Иисуса Христа.
При этом наблюдай, чтобы не погружаться тебе в пустое любопытство и в святые тайны благочестия, лучше стремись исследовать свои грехи и прикладывай к ранам души своей необходимые целебные лекарства.
Глава 2
ОБ ИЗБЕЖАНИИ МИРА И ЛОВУШКАХ ДЬЯВОЛА
«Послушает мудрый — и станет мудрее».
1. Юноша, пока ты ещё любишь добродетель, внимай глаголам вечной мудрости: они дадут тебе наставления больше, чем все слова мудрости мирской!
Св. апостол Иоанн сказал: «Не любите мира, ни того, что в мире[3]». Как навоз, попирай всё мирское и, как яда, его сторонись.
Всегда помышляй о вечности — и перестанут искушения казаться привлекательными.
Избегай всего, что может навредить душе: ни для кого не становись соблазном и наблюдай за собой, чтобы никакое непристойное слово не исходило из уст твоих.
Если твой земной отец ищет отвратить тебя от служения Богу, ответь ему, что у тебя есть Отец небесный. Если мать или сестра противятся намерениям твоим, скажи им, что они простые смертные, которых могут обмануть, и прибавь: «Мой Создатель поведёт меня за собой». Не будет ни в чём нуждаться тот, кто отдал жизнь на служение Богу!
Предай всех своих друзей попечению Божьему; молись, чтобы они обратились в веру, были стойкими и совершали добрые дела, но прежде всего проси, чтобы их привязанность к миру умерла, дабы они никогда не оскорбляли Бога и из-за этого не потеряли Небесное Царство. Частые твои посещения мирских приятелей отвлекают тебя, они принесут беды душе. «И мир проходит, и похоть его»[4].
Таким же образом пройдёшь ты и всё, что дорого для тебя.
2. «А желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу[5]».
Каждый день перед нами раскидываются сети — это пища наша и питие, наш блуждающий взгляд, пустословие, ветреность сердца и отвращение к усердному труду.
Почёт, богатство и власть — всё это не дороже пустоты. И разве всё, чего ты ищешь в этом мире или желаешь в нём увидеть, не является небытием и пустотой? Ибо всё, кроме любви Божьей и неотступности в добрых делах: пустота, тщета и обман.
Не сможешь ты любить Бога в совершенстве, пока не презришь себя и этот мир, ибо Божья любовь воздаст тебе «ныне, во время сие, во сто крат более, а в веке грядущем жизни вечной[6]».
3. Ах, друг-скиталец и брат, пусть тебе не кажется трудной пора, когда ты лишаешься друзей и знакомых, которые часто становятся препятствием вечному твоему спасению и из-за которых ты получаешь меньше божественного утешения!
— Где те друзья, с которыми ты смеялся и веселился?
— Увы, я не знаю: они ушли, а я остался один!
— Где вчерашние мечты?
— Растаяли.
— Где наши яства и напитки?
— Навсегда остались в прошлом.
Было ли тебе больно от того, что ты лишился всего этого, или от того, что ты пребывал в воздержании? Уж точно, ты ответишь, что тебе это ничуть не повредило! Поэтому разве не тот мудр, кто отрекается от мира и его удовольствий ради служения — разумного служения Богу? Несомненно, только он мудр! Горе всем, кого сей мир опьяняет своими чарами, ведь как только всё приятное общество разлетается, душа, оказавшись в лапах смерти, погибает! Смотри! все, кого я любил, умерли, и они никогда не вернутся: более того, и мне предстоит вскоре — когда Бог призовёт — последовать за ними. Они были временными гостями на земле — и я здесь скиталец. Они оставили всё — и я должен всё оставить. Они исчезли, словно тень, — и я, как они, исчезну.
Было ли тебе больно от того, что ты лишился всего этого, или от того, что ты пребывал в воздержании? Уж точно, ты ответишь, что тебе это ничуть не повредило! Поэтому разве не тот мудр, кто отрекается от мира и его удовольствий ради служения — разумного служения Богу? Несомненно, только он мудр! Горе всем, кого сей мир опьяняет своими чарами, ведь как только всё приятное общество разлетается, душа, оказавшись в лапах смерти, погибает! Смотри! все, кого я любил, умерли, и они никогда не вернутся: более того, и мне предстоит вскоре — когда Бог призовёт — последовать за ними. Они были временными гостями на земле — и я здесь скиталец. Они оставили всё — и я должен всё оставить. Они исчезли, словно тень, — и я, как они, исчезну.
Глава 3
ИСТИННУЮ МУДРОСТЬ СЛЕДУЕТ ИСКАТЬ У БОГА
«Beatus vir, qui invenit sapientiam [7]».
«Блажен человек, который снискал мудрость».
1. Ищи настоящую мудрость: ей научил нас Христос и указал на неё примером Своим.
Поистине мудр тот, кто ненавидит беззаконие, изрекает правду и поступает справедливо. Мудрый держится трезвого и чистого образа жития, он благочестив, смирен и предан Господу, он сторонится скал искушения, несущих гибель. Именно такой муж обладает подлинной мудростью, ею он угождает Богу. Он радуется благосклонности людей, у него чистая совесть, его не одолевает печаль, а покой — постоянный житель его души. Бог часто изливает в его сердце утешение, которого мир не знает и коим не дорожит.
2. Мудрость же мира сего всего лишь пустота; для Бога оная мудрость — глупость. Любящих её она направляет к заблуждению и в конце концов приводит их к мучениям. Ибо плотская мудрость приносит душе смерть.Она губит тех, кто предается обольстительным чувственным удовольствиям, и тех, кто коснеет в мирских наслаждениях. Ибо всё, что остаётся после постыдных утех плотских: боль, сожаление и печаль.
Истинная же мудрость — в глубоких словах Христа и Его святых поступках: посредством оных Он призывает нас презирать мир, избегать его удовольствий, обуздывать плоть, к печали относиться с терпением, в смирении усердно трудиться и взращивать в себе добродетель.
Глава 4
О ВОЙНЕ ПРОТИВ НАШИХ ПОРОКОВ
«Regnum caelorum vim patitur [8]».
«Против Царства Небесного ведётся борьба».
1. Многие хорошо начинают, но немногие проявляют твёрдость до конца, и как мало тех, кто достигает совершенства! Ибо мы легко падаем перед плотскими соблазнами, или раздуваемся от гордости, или повергаемся в уныние из-за бедствий.
Увы! так редко можно встретить мужа, который любит Бога чистой любовью, всецело побеждает себя и полностью отрекается от всего дурного.
«Совершенство, — сказал один набожный человек, — птица редкая, ведь так трудно победить себя!». Кто не прилагает старание к обретению добродетели, никогда не исполнится её сладостью.
У каждой добродетели своя особая сладость — она освежает того, кто преуспевает в духовном делании. Кто прилепляется к пороку, порождает себе зло и становится виновником кораблекрушения своей чести, теряет покой, копит запасы немощей своих, увеличивает печаль и лишает себя радости вкушения подлинного блага и добродетели. Тот, кто через наслаждение духовными удовольствиями отрекается себя, с большей уверенностью противостоит плотским.
2. Тому, кто надевает псу намордник, нет нужды страшиться лая; с губ хранящего молчание не слетят обидные слова.
Кто избрал житие в уединении и тишине — тот далёк от споров и лжи, от лукавых речей и клеветы, от гнева и ропота.
Мужу, не слушающему худых бесед и закрывающему очи на пустые дела мира, намного легче избежать его ловушек и пленять помыслы о пустых мирских идеях. Ибо хранить душу от зла — это главное, что помогает научиться жизни в Божьем покое и стать примером благочестия.
Когда сердце захватывает гнев, мудрость убегает даже от мудрого. Говорящий со злобой подобен рычащей собаке; но кроткий ответ ломает жестокость гнева и вместо шипов протягивает страдальцу розы.
Счастлив сдерживающий уста свои, ибо так он исцеляет раны тех, кто разгневан.
3. Легче противостоять склонности грешить, убивая её, когда она только появилась и ещё слаба, чем когда она окрепнет.
4. Тот, кто постоянно занят упражнениями небесными (молитвой и духовными размышлениями), подобен разумном усадовнику, который сажает розы и лилии на своём участке — уготовано ему счастье сладкое, ибо потом он с великой радостью войдёт со святыми ангелами в небесный рай.
Хранящий душу и тело в чистоте подобен ангелам святым, а кто отдаёт себя своим порокам и находит удовольствие в развратных мыслях — раб сатаны.
О да, противостоять искушениям зла борьба тяжёлая! но тяжелей её — наказание: проснуться в адском огне и потом мучиться там вовеки!
Жар изгоняется жаром, клин вышибается клином, а пустой смех исчезает, когда приходит печаль — она наводит на глубокие мысли и приносит назидание.
Когда в сердце входит Божья любовь, все земные и преходящие пороки убегают.
Мудр тот, кто презирает бесчисленные соблазны мира сего. Величие папской тиары или слава королевского венца ничто, ибо конец всего: смерть, могила, червь и пепел. Как бы высоко ни возносил себя человек, он ничто — смерть лишит его всего. Счастлив тот скиталец, чей дом в небесах!
Глава 5
О НЕОБХОДИМОСТИ СТЯЖАТЬ
БЛАГОДАТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ БЛАГОЧЕСТИВО
«Vae vobis, qui ridetis, quia flebitis [9]».
«Горе вам, смеющиеся ныне! ибо возрыдаете».
1. Как добродетель не жительствует с пороком, так и благочестие стяжается не среди веселия, праздника и пира, но в печали и безмолвии.
На пути обретения добродетели мы не сразу достигаем совершенства, но мало-помалу: необходимо стенать и глубоко печалиться, иметь твёрдую решимость каждый день расти в добродетели и часто умерщвлять ветхую натуру свою. Мертвить её надобно постом, бодрствованием, молитвами, духовными помышлениями, обучением, чтением Святых Писаний, физическим трудом и уклонением от пустословия. А ещё потребно возжелать тишины и пребывать в ней.
2. Всякая радость, не от Бога приходящая, исчезает быстро, оставляя грязь в душе и раня её.
Наших друзей радуют слова назидания, резкие слова причиняют боль, а пустые крадут наш плод, который созрел бы в должный срок!
Делая добро, проявляй усердие; когда зло приходит, терпи — и станешь ты счастливым во все дни жизни своей, ибо в обоих случаях ты непрестанно будешь приносить славу Богу.
Человек всегда пребывает в одном из сих состояний — в печали или в радости, — но блажен тот, кто их принимает так, что чувства сии служат ко благу его, и тот счастлив, кто невзгоды свои считает приобретением!
Каждый, кто любит Бога, получая из руки Его горечь, а равно и сладость, приемлет оные с одинаковой благодарностью. Хорошо и твёрдо стоит тот, кто полагает надежду не на себя и человеков, а только на Бога.
ГЛАВА 6
О СЛЫШАНИИ И ЧТЕНИИ БОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА
«Beati, qui audiunt Verbum Dei[10]».
«Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его».
1. Грош цена всем утешениям от человеков, если препятствуют они принятию утешения от Бога.
Когда слышишь, как читают Святое Писание, памятуй, что это Бог говорит с тобой; посему смиряйся и принимай слова Его с благодарным сердцем.
Не презирай истину из-за того, что она проста, не отвергай обучение у того, кто возвещает истину: ибо если человек живёт праведно, то и учение его верное. Тот, кто хорошо читает или преподаёт — посланник от Бога.
Верный учитель не обидит, но промолчит. Он возвещает учение, доставляющее пользу, говорит без прикрас и лжи, потому что чистая и простая истина услаждает слух.
Искусные рассуждения приносят вред простодушным; рассуждения, кои тешат тщеславие наше, часто вводят в заблуждение.
Тот, кто во время общения отклоняется от истины, — противник мира: его слушатели с трудом избегнут греха. Тот, кто осторожно подбирает слова, дабы не сказать лишнего, достоин похвалы, а рассуждающий немилосердно и сурово недостоин милосердия.
Вспыльчивый причинит себе много вреда: такие часто притесняют невинных, втихомолку бранят власти и открыто насмехаются над хорошими людьми.
2. Имеющий уста лживые злоупотребляет доверием слушателей своих, посему у таковых мало друзей.
Не оглашай позорные поступки, ибо хорошо пребывать в молчании — лучше провозглашай истину, ибо сие спасает души. Будь скромным, потому что это разумно. Никого не обижай, ибо сие справедливо. Будь полезен всякому, потому что в этом набожность. А ещё назидай ближнего словом и делом, ибо в этом вера.
Муж рассудительный вначале размышляет, а потом делает. Он не меняет мнение без веской на то причины. Человек рассудительный говорит, осторожно подбирая слова, и знает, что ведать всего не может; он не подтвердит того, что вызывает сомнения.
Более всего покой сердцу доставляет безмолвие уст, а рот глупца всегда отверст и готов начать ссору.
Тот, кто стремится угождать Богу, хранит сердце и уста от греха, и трепещет: «Не потерял ли я благодать благочестия? Не стал ли обидчиком любящих покой Господень?».
Слова красивые, хоть и сказанные во множестве, без дел мертвы. Один лишь блеск красноречия не освятит гордого и беспечного — благо найдёт только тот, кто делает добрые дела.
ГЛАВА 7
О БОЖЕСТВЕННОМ УТЕШЕНИИ ВО ВРЕМЯ СКОРБЕЙ
«Juxta est Dominus his, qui tribulato sunt corde [11]».
«Близок Господь к сокрушенным сердцем».
1. Нет в этом мире тех, кто не нёс бы бремени: даже самые праведные и благочестивые несут на себе ношу житейскую. (Среди прочего под бременем разумею и претерпение трудностей.)
Посему, если ты испытываешь в сердце скорбь и печаль, сие означает, что ты сораспялся Иисусу Христу. С другой стороны, если всякий раз, когда молишься, тебя ласково утешает благодать Святого Духа, то ты словно воскресаешь из мёртвых, восстаешь из гробницы подобно Христу! И теперь, с радостью в сердце, вместе с Ним ты празднуешь Пасху в обновлённой жизни!
Когда тебе грубят или оскорбляют тебя, тогда, ради блага души своей, должно тебе испить чашу Господню.
2. Не ропщи, но пей горькое лекарство спасения своего в тишине и покорности — тогда и в жизни, и в смерти сам Господь будет твоей верной защитой. Он никогда тебя не забудет! Ибо… ах! что может быть славнее, чем своим молчанием и терпением закрыть уста говорящему злое тебе! Так ты последуешь примеру Иисуса Христа, который молчал перед Пилатом, когда лжесвидетельствовали против Него[12].
Разумеется, ты не лучше Бога своего, который позволил, чтобы ради Его любви к тебе Его жестоко бичевали, издевались и в конце концов убили нечестивцы.
Пока не будет испытан человек в печи страдания, не ведает он, до какой поры сохранит он добродетели свои и достоинство.
У Христа много слуг, которые охотно идут к Нему и садятся за трапезу Его, но находит Он мало таких, которые последовали бы за Ним поститься в пустыню.
3. Кто истинно любит Христа распятого, не отрекается страданий и гонений от нечестивых: так он более и более уподобляется своему Спасителю, который склонился перед бесчестием и позором креста. Ибо для того, кто живёт, подражая Христу, страдания и смерть за Него — великое приобретение[13].
Чем беззаветнее ты любишь Бога, тем меньше будешь бояться смерти, тем более сильным будет желание твое выйти из плоти, чтобы жить блаженным житием со Христом и радоваться с Его святыми ангелами во веки веков.
Счастлива та душа, что нежно любит Иисуса! В такой душе любовь к вечному благу порождает презрение ко всему преходящему. Ради имени Иисуса душа сия с терпением переносит горести земной юдоли. Она в смирении простирается у ног Иисуса и умоляет Его о благодати, чтобы с постоянством и настойчивостью продолжать идти по стезе добродетели.
ГЛАВА 8
О РАДОСТИ ДОБРОЙ СОВЕСТИ ВО СВЯТОМ ДУХЕ
«Gaudete in Domino semper[14]».
«Радуйтесь всегда в Господе».
1. Всегда радуйся с добрыми, с терпением переноси злых, принимай участие в тяготах страждущих. Прощай обидчиков своих и возноси молитвы за всех.
Тёмное уныние гони прочь: оно порождает раздражение и тайную ненависть.
Научись помышлять о земной жизни Иисуса Христа — такие мысли приносят сладость, научись думать о Его страданиях — раздумья сии возгревают святость. Борись с унынием и искушениями помышляя обо всём этом — и ты найдёшь истинное утешение.
Праведная жизнь достойна похвалы, а болтовня тех, кто равнодушен к духовности, обременительна для всех.
Добрая совесть порождает внутреннюю радость, совесть злая — самоукорение.
Всегда стремись поступать хорошо — и душа твоя будет непрестанно наслаждаться миром.
Если твёрдо идешь по пути правды, не страшись умыслов грешников.
Назидательная беседа рождает радость в сердце и заслуженную похвалу, которую услышишь от многих.
Незаслуженная похвала быстро растает в устах говорящего, ибо болтовня глупого приносит больше боли, чем жёсткий выговор мудрого и праведного.
2. Молитва смиренного разверзает небеса, утишает гнев Бога, получает Его благодать и милость и сокрушает все хитросплетения лукавого.
Смиренное исповедание грехов заслуживает прощения, а притворная просьба извинить лишь растравляет обиду.
Искреннее покаяние стирает пятно греха, ревностные помыслы об изменении жизни смягчают наказание.
Пустословие отдаляет благодать от набожных, а праведная беседа делает их счастливее.
Потребно следить за чувствами своими на всяком месте; тем, кто по долгу службы обязан оставить отечество, приносит пользу духовное уединение.
Частое моление — защита надёжная; тишина делает сердце приютом для Божьего мира.
Многие начинают путь с рвением, но получат венец славы лишь те, кто выстоит до конца.
Ярмо Христа — радость для любящих Его, бремя для равнодушных, горечь для надменных, свет для кротких и драгоценность для смиренных.
Радостный Иисус всё в нашей жизни делает радостным и светлым!
Плотской человек ищет только угождения своим чувствам, а духовный, лишь подумав о таких ублажениях, испытывает ужас и прогоняет сии мысли.
Самое тяжёлое страдание праведника в том, что он не может видеть все дурные чувства своей души. Для чего Бог дозволяет им быть? Для того, чтобы человек постоянно ходил в смирении и неустанно умолял Бога о помощи.
3. Пусть гордый величается своими почестями, богач богатствами своими, а смиренный да ликует в самоуничижении и нищий духом — в своей нищете! Христос, Царь Небесный, — вот безмерная слава слуг Божьих и их сокровище!
Вне Бога всякая привязанность недолговечна, всякое удовольствие бесполезно, всякое изобилие — нищета.
Воистину, ничто не может утолить жажду человеческой души, кроме Бога, сотворившего её!
Воистину, дух человека свободен, когда он не желает ничего, что есть в мире!
4. Каков пример жизни праведника? Муж сей поступает по правде, стойко претерпевает зло и хвалит Бога во всех обстоятельствах. Он никогда не ищет Его добрых даяний ради них самих, ибо это пустое.
Презирающий себя и приписывающий все свои добрые помыслы, речи и деяния Богу, воздаёт Ему хвалу, ибо по праву хвалить подобает только Создателя!
А если приходят ему на ум мысли о суетной славе, он гонит их прочь, и тотчас, вместе с пророком, в смирении взывает: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу[15]».
Самая славная победа наша состоит в преодолении собственных пристрастий и неприязней. Также победа сия — наши терпение и покорность Господу во время страданий.
Источник: London: T. Jones, Paternoster Row. 1840
ENT. AT STA. HALL.
C.RICHARDS, PRINTER, ST. MARTIN’S LANE
Перевод выполнил Михайленко Владимир Борисович
Комментарии ():
Написать комментарий: