Второе Нравственное слово
Главы о созерцании Слова[1]
Содержание
1. Увещание к покаянию из пролога на слова апостола: «Кого Он предузнал, тех и предопределил»[2] и далее против превратно толкующих это место и все Божественное Писание.
2. О том, что все крестившиеся во Христа и уверовавшие в Него предузнаны и предопределены Богом к тому, чтобы стать[3] им сообразными Сыну Его; и на слова Моисея: «Когда Вышний разделял народы…»[4]. Здесь же говорится и о призвании и отвержении Израиля и о его воссоединении с язычниками.
3. Повторение сказанного в первом слове об Адаме и Еве, семи днях и веках и о природном созерцании рая.
4. О потопе и что прообразовывали находившиеся в ковчеге; об Аврааме и части по избранию, и что это за часть. Об Израиле и обрезании.
5. О том, что после первого прошедшего мира было еще два других, из которых второй есть образ того, что произойдет потом, будучи серединой между древним и последним, и чего образом была земля обетованная, чего – ковчег, чего – закон, чего – сосуд, а чего – Моисей, чего – случившееся в раю и в самом Адаме.
6. На слова апостола: «Ибо если падение их стало богатством мира…»; олицетворения обоих народов, то есть язычников и Израиля.
7. О том, что Христова Церковь есть новый мир, и вера в Него есть новый Рай. Перечисление событий, произошедших в первом мире, сравниваемых с тем, что совершил Христос в Церкви. И, наконец, повторение слова Апостола: «Кого Он предузнал, тех и предопределил…»
1. Увещание к покаянию из пролога на слова апостола: «Кого Он предузнал, тех и предопределил…» и против превратно толкующих это место и все Божественное Писание
Слышал я, что многие люди говорят: «[Апостол] же говорит: “Кого Бог предузнал, тех и предопределил, кого предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и прославил”[5], – тогда что мне за польза, если я всячески труждаюсь, если проявляю постоянство в покаянии, а при этом Богом не предузнан и не предопределен ко спасению и участию в славе Сына Его и Бога?» Им следует ответить: почему же вы размышляете о погибели, а не о своем спасении? И зачем, находя трудные места в богодухновенном Писании, искажаете их понимание[6] на погибель вашу? Неужели каждый день не слышите, как восклицает Спаситель: «Живу Я! Ибо не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и жил»[7].Разве вы не слышали: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»[8] и «Истинно говорю вам, радость бывает в небе об одном покаявшемся грешнике»[9]? Разве говорил Он одним: «Не кайтесь, ибо не приму вас», а другим, будто бы предызбранным: «А вы кайтесь! Ибо вас Я предузнал»? Конечно же, нет! Но ежедневно по всей вселенной и в каждой церкви громогласно взывает: «Придите ко Мне, все измученные и обремененные, и Я упокою вас»[10]. Придите, говорит, обремененные многими грехами к упразднившему грех мира[11], жаждущие, приидите[12] к вечнотекущему и бессмертному источнику.
Разве Он выделил или отличил кого-нибудь и призвал одного, как предузнанного, а другого прогнал за то, что он не таков? Совершенно не так! Посему «не оправдывайтесь оправданиями во грехах»[13] и не ищите причину собственной погибели в словах апостола, но все спешите к Господу, призывающему вас. Мытарь или блудник, прелюбодей[14] или убийца, или иной кто – не отвергнет его Господь, но снимет с него бремя грехов и тотчас освободит его. – Но как же Он снимет бремя с него? – Так же, как некогда поступил с расслабленным, сказав ему: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои»[15]. И тотчас спало бремя и исцелилось тело его. Так же да приступит всякий желающий и да воскликнет:
«Сыне Давидов, помилуй меня!» –
и если услышит: «Что хочешь, чтобы Я сотворил тебе?» –
да ответит сразу: «Господи! Чтобы мне прозреть», –
и услышит тотчас: «Хочу, прозри»[16].
Другой же, говоря о душе своей, скажет: «Дочь моя жестоко беснуется»[17], – и услышит: «Я пришел исцелить и ее»[18]. А если робок кто и не хочет приблизиться ко Господу, даже когда Тот подходит к нему и говорит: «Следуй за мной»[19], – пусть он, как некогда мытарь, оставивший место сбора податей и отвергнувший жадность, последует Ему, и, уверен я, Господь сделает его из мытаря евангелистом[20]. И если кто уже многие годы лежит расслабленным в сластолюбии, нерадении и беспечности и Сам Господь или ученик Его, придя к нему, скажет: «Хочешь ли быть здоров?»[21], пусть он, охотно[22] выслушав, скажет: «Так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню покаяния». И, услышав «Встань, возьми постель твою и следуй за мной», пусть встанет и побежит вслед Тому, Кто призвал его свыше.
Ибо если кто не хочет возлюбить Христа, как блудница[23], или возвратиться к Нему с жаром покаяния[24], как блудный сын или как кровоточивая и скорченная[25], даже подойти к Нему – зачем же тогда говорит,оправдываясь во грехах[26]:«Кого Он предузнал, тех, – и только их! – и призвал»? Кто-то разумно ответит, что предвечный Бог, предвидящий все еще до сотворения, предузнал и тебя, что не послушаешь ты призыва Его, не поверишь обетованиям и словам Его. Но все же, зная сие, «наклонил Он небеса и сошел»[27] и стал человеком, пришел сюда ради тебя, расслабленного. Много раз Он посещает тебя, когда Сам, а иной раз через рабов Своих, Он подвигает тебя встать от мертвенного сна, последовать за Ним, восходящим в Царство Небесное, рука об руку с Ним войти туда. Кто же, скажи мне, виновен в гибели твоей и непослушании? Ты, не желающий повиноваться и следовать за своим Господом, или же Сам Бог, сотворивший тебя и предвидевший, что ты не будешь послушен Ему, а пребудешь в ожесточении и нераскаянности сердца[28]. Полагаю, ты непременно ответишь: не Он виновник, а я сам. Ибо в нашем ожесточении виновно не предведение Божие, а наше непослушание.
Бог все предвидит: то, что прошло, что есть и что будет. Видит это как уже сущее, ибо пред Ним и в Нем все стоит[29]. И как в наше время царь наблюдает за состязаниями бегунов и борцов, но не определяет ни победу побеждающих, ни поражение побеждаемых, поскольку причиной и побед, и поражений являются усердие победителей и небрежность побеждаемых; точно так же, думаю, поступает и Сам Бог. Почтив нас свободой, Он дал нам заповеди, чтобы научить нас, как следует противостоять противникам. Позволяет каждому добровольно или противостать врагу и победить его, или впасть в небрежение и с позором ему проиграть. Он не оставил нас одних, зная немощь человеческой природы, но Сам сопутствует человеку, сражается вместе с решившими воевать, таинственно наделяет нас силой и скорее Сам побеждает врага, а не мы. Вот этого земной царь делать не в силе, ибо, будучи немощным человеком, сам нуждается в помощниках, как и мы.
С другой стороны, как говорилось, всесильный и непобедимый Бог заключает союз с действительно хотящими противостать врагу и делает их победителями лукавого диавола. Однако Он не принуждает не хотящих воевать и сражаться, чтобы, упразднив свободу выбора, присущую нашей сотворенной по Его образу разумной природе, не привести их в состояние неразумных творений. Поэтому и сказали мы, что Бог взирает на нас подобно тому, как земной царь следит за состязающимися на арене. Но земной царь не знает, кто потерпит поражение, а кто одержит победу, пока не увидит исход сражения; он готовит венцы не зная, на кого их возложит. Царь же Небесный прежде веков доподлинно знает и тех и других. Потому Он и сказал просившим воссесть справа и слева от Его славы: «Не могу сего дать вам»[30], но это будет дано тем, кому уготовано[31].
Это же знал и сам Павел, справедливо сказав: «Ибо кого Он предузнал, тех и предопределил. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал»[32]. Стало быть, предведение Божие не является причиной победы желающих победить по своей воле и стремлению, и не является причиной поражения то, что Он знал заранее, кто падет и потерпит поражение. Усердие, расположение и мужество каждого из нас содействуют победе; а неверие и беспечность, нерадение и расслабленность – поражению и гибели. Слова «Кого предузнал Бог, тех и предопределил» нельзя произносить, находясь на ложе мирских пристрастий и удовольствий, ведь в таком случае мы их совершенно не понимаем. Конечно, знал Он, что ты будешь нерадивым, непослушным и беспечным, но все же Он устроил и предопределил, что ты, как только пожелаешь, сможешь покаяться, восстать и быть в послушании. Произнося эти слова апостола, ты открыто называешь Бога, говорящего: «Не пришел призвать праведников, но грешников к покаянию»[33], –лжецом[34]. Ты предаешься расслаблению, не желаешь обратиться от своего зла, раскаяться в нем и, оправдываясь, противоречишь Самому Богу и называешь лжецом Того, Кто никогда не лжет. «Предызбраны те, кто желает покаяться, – говорите вы, – но я не из них. Вот пусть и каются те, кого Он предузнал, те, кого предопределил!» Что за безумие! Что за помрачение души, ставшей хуже самих демонов! Они ничего подобного никогда не говорили. Это неслыханно, чтобы демон винил Бога в своей гибели. Давайте не будем винить демонов: вот душа человеческая, которая богохульствует еще больше, чем они.
Скажи мне, из чего заключил ты, что не принадлежишь к числу предузнанных и предопределенных стать подобными образу славы Божией? Открой мне, кто сказал тебе это? Неужели Бог самолично, или чрез пророков, или чрез ангела открыл тебе это? «Нет, но думаю: а вдруг я не предузнан ко спасению и весь труд мой будет напрасен?» Почему же вместо этого тебе не подумать, что Бог только ради тебя и твоего спасения[35] послал на землю Своего единородного Сына[36], предузнав[37] и предопределив тебя стать Его братом и сонаследником[38]? Почему не заботиться всею душою и сердцем, чтобы любить Его и соблюдать Его спасительные заповеди, почему не уверовать, что закланный только ради тебя не оставит тебя и не допустит, чтобы ты погиб? Разве не слышишь, как говорит Он: «Если забудет женщина сына чрева своего, то Я не забуду тебя»[39]? Если ты, забегая вперед, считаешь себя недостойным и самовольно отделяешься от стада овец Христовых, тогда смотри: никто другой, но ты сам являешься виновником своей погибели.
Итак, отвергнув от сердец наших всякое неверие, лень и сомнение, всем сердцем, твердой верой и с пламенной любовью да приблизимся ко Владыке, как рабы, недавно выкупленные[40] драгоценною кровью[41], благоговея пред ценой, которую Он заплатил. Возлюбив Его и приняв Его к нам любовь, да познаем, что если бы не захотел Он Сам спасти нас, искупленных Им, то не сошел бы на землю и не был бы заклан ради нас. Но, как написано, сделал это, желая, чтобы все спаслись[42]. Услышь, как Сам Он говорит: «Я пришел не судить мир, но спасти мир»[43].
2. О том, что все уверовавшие во Христа предузнаны и предопределены к тому, чтобы стать им сообразными Сыну Божию[44], и на слова Моисея: «Когда Вышний разделял народы…»[45]
Но вернемся к нашей цели, которая доступна, ясна и недвусмысленна. Объясним, почему именно были сказаны эти слова, покажем глубину апостольских слов и мыслей, дабы понял ты, что все уверовавшие во Христа монахи и миряне – предузнаны, предопределены и становятся подобными образу Сына Божьего. Но и это еще не всё. Все они, предузнанные, – призваны, будучи призванными – оправданы, а став оправданными, – прославлены[46]. Ведь те, кто, крестившись, поверив во Христа и уподобившись Сыну Божьему, не хранят себя в этом состоянии – погибают, все же хранящие – спасаются. Отсюда я и приступлю к основной теме и начну с начала, и именно с того, с чего лучше всего начать.
«Когда Вышний разделял народы, сыновей Адама, коих Он рассеял, тогда Он определил границы народам по числу ангелов Божиих; и стал Израиль частью Господа, народом Его и наследственным уделом Его»[47].
Вот что это значит: Бог разделил все народы. Что же это за народы? – Сыновья самого Адама. – Но если все они сыновья Адама, почему же Он называет их народами? – Адам до преступления Божьей заповеди был бессмертным и нетленным, согражданином и собеседником ангелов, жителем Рая, но, преступив заповедь Божью, он отпал от всех этих благ и, став тленным и смертным, был изгнан из Рая. Так же было и со всеми его потомками. Когда они умножились[48] и впали в неведение Бога, как и тот, кто сказал: «Вознесу престол мой на облака и буду подобен Вышнему»[49], злоумышляя, они стали возводить башню, пытаясь взобраться на небеса. Поэтому, как проклятие и наказание, Он смешал их языки[50], пресёк их единомыслие во зле, как бы отсекая члены тела Адама, разделяя и отбрасывая их от него и друг от друга. Каждому члену тела дал Господь свой, непонятный другим язык, чтобы никак не могли они воссоединиться. Вот почему Он назвал их не людьми, а народами.
Распределив их по всей земле, Он назначил каждой части стража – ангела. И смотри же, как от создания мира и начала веков всё предузнано и предопределено Богом! Поскольку Бог предопределил их воссоздание в новом рождении, Он взял от тела одного Адама одну часть[51], ребро, и после того, как поместил на его место плоть, претворил ребро в жену, позаимствовав часть из тела Адама и даровав вместо нее плоть. Часть, которую он позаимствовал, стала принадлежать Ему и уже не считалась принадлежащей телу Адама, но оказалась частью, принадлежащей Господу, будучи вне тела Адама, хотя и была взята из него и была ему сродственна. Поэтому для этой части Господь не назначил хранителем ангела, но поставил в качестве педагога, как для сына, или в качестве предводителя, как для народа и для войска, архистратига Михаила. Стражем их и защитником был Бог[52], поэтому Он и назвал эту часть Израилем, что значит «ум, созерцающий Бога»[53]. Потому и говорится, что Христос рожден от дочери Адама и Давида, а апостол Матфей составляет родословную этой части[54], а не всего тела, которое совершенно отделено от части, ибо весь Адам отпал от Божественной славы.
Каким образом и для чего? Чтобы, как часть, взятая из всего тела Адама, была претворена в жену, так и та же самая часть, взятая из жены, была претворена в мужа и стала Новым Адамом[55], Господом нашим Иисусом Христом. Эту часть божественный Павел назвал избранной[56]. И как начало проклятия[57] перешло из остатка, то есть из части[58], а именно самой жены, на все тело, то есть на род, так и благословение дано всему человечеству благодаря тому же самому остатку, то есть Телу Господню. Для того Он и сошел во ад, чтобы и святым, которые жили до Его пришествия, открылись Его спасение и явление[59], дабы соединить всех от века усопших с теми, кто станут святыми вплоть до конца мира. Для того Он и положен был во гроб, чтобы мертвостью Своего тела сделать прежде усопшие тела участниками вечной жизни и Воскресения. Посему Израиль, ставший Божьим наследием и провозглашенный Его частью, Он по справедливости назвал виноградником и поставил ограду вокруг него[60], словно вокруг некоего нового Рая, из которого вновь был изгнан Адам, т. е. потомство тела его – народы. Ангел вместо огненного меча[61] хранил этот виноградник, не допуская язычникам войти в него, виноградарем же был Бог[62].
Как Ева, будучи частью целого тела Адама, первой беседовала со змеем и первой сама ему открыла заповеданное Богом, и первой приняла всеянное змием и преступила заповедь, вкусив от древа в отсутствие Адама, а позже, сама прислуживая ему, дала вкусить от древа, вот точно так же впоследствии случилось и с Израилем. Как и Ева, он отверг веру и любовь Бога, избравшего его из всех народов, отступив от служения Ему, стал приносить жертвы и возлияния идолам, ел и пил от них. Бог же, предвидя это, ибо Он Бог и знает все, вновь берет от них часть, жребий, тот самый остаток из ребра Адама, то есть из колена Иудина, и сохраняет для Самого Себя. И поскольку все остальные были заключены в неверие[63], Пресвятой Бог, взяв от них остаток, претворил его в жену, Пренепорочную Марию, а плоть, произошедшую из святой Богородицы и Приснодевы Марии, имея ее в Себе в качестве семени веры в Бога, воссоздал в Свой святой храм, став мужем Богочеловеком[64]. Но поскольку плоть, воспринятая от самой чистой Богородицы, была не от жены, но была взята от Адама и претворена в жену, то говорят, что Христос несет Адама, и написано, что Он и стал, и называется вторым Адамом, взятым от первого[65], будучи Сыном Божиим и сыном Адама, а не жены. Где же это написано? В Евангелии от Луки сказано, и если хочешь, поищи и найдешь, как он составил родословие. Сказав о Нем, что именуется сыном Иосифа, добавляет: «Илии, Матфана»и далее, перечисляя остаток, доходит до: «Еноса, Сифа, Адама, Бога»[66]. Восходя в обратном порядке от Иосифа к Адаму, евангелист совсем не упоминает о жене, но оставляет это в совершенной тайне.
Восприняв, как сказано, остаток, несущий в себе семя веры, Бог стал человеком. Бог решил оправдать всего Адама, то есть весь его род, не вошедший в остаток, а изверженный, как из нового Рая, из части Господней и виноградника через семя веры в Себя, как Он и обещал Аврааму. И не о том тогда заботился Бог, чтобы Авраам явил свою веру, принеся в жертву Исаака, как мог бы подумать кто-нибудь из слишком ученых. Он, зная это прежде создания мира[67], предопределил и остаток верой, и верой, присущей только остатку, и спасение всех прежде отделенных от этого остатка. Затем, поскольку Авраам оказался верным, Бог явил в нем Свою волю[68], предопределенную издревле, слушая о которой мы думаем, что именно благодаря вере в Бога Авраама[69] мы приняли это благословение[70] и чрез веру получили усыновление[71] Тому, Кто сказал «В тебе благословятся все народы»[72], а не ложно предполагая, что это обещание дано нам благодаря вере Авраама, а не по предопределенному прежде веков неизреченному Божьему домостроительству, возвещенному и явленному через веру Авраама. Нет, совсем не так! Этот остаток, ставший среди разделенных сыновей Адама, то есть народов, частью Господа, согласно обещанию, Он насадил его словно некий второй Рай, посреди которого стоит древо жизни, то есть вера в Бога и Дух Божий. Поскольку остаток, из которого создана жена, был взят из ребра Адама, а жена первая нарушила заповедь, то Бог предвидел, что и этот остаток снова не сохранит веру в Него и, зная это прежде веков, благоволил вновь призвать все народы, отвергнутые и отчужденные от этого остатка, и восстановить, и добавить остаток к остатку, и объединить их.
Благоразумно внимай тому, что будет сказано, ибо мысль здесь трудна для понимания. Итак, когда иудейский народ, названный Израилем (а он есть часть из ребра мужа), нарушил данную ему Богом заповедь: «Слушай, Израиль, Господь, Бог твой, Господь един есть»[73], –то преступил ее служением демонам, поклонением идолам и ел от жертв их и возлияний. Тогда Бог из этой части снова, словно из одного тела, составленного из многих членов в один народ, взяв Свою часть, сохраняет ее для Себя непорочной, а оставшееся тело, отделенное от этой части и склонившееся к идолопоклонству, отделяет и изгоняет из Рая, то есть виноградника Его части. И от этой веры и части Его, происходящей из ребра Адама, как будто бы некого малого взятого семени, Бог Слово становится человеком. Другими словами, второй Адам и сын первого рожден как будто из его ребра без соития и истечения и потому получает благословение все тело и члены первого Адама, а сам отверженный народ язычников через Сына его и Мужа Богочеловека верою соединен с остатком из ребра Адама.
Это и есть то, о чем говорит божественный Павел, что прежде веков предузнано и определено[74] всеведущим Богом, что все народы от востока до запада будут призваны[75], и те, которые уверуют, присоединятся[76] к Воплотившемуся из ребра их отца Христу Богу, Сыну Божию и сыну Адама. И таким образом оба станут одним[77], сделавшись сотелесными и сопричастными, братьями и сонаследниками Христа[78]: сам Христос и совершенно отверженные и рассеянные народы. А которые не уверуют, пребудут во вне с отверженными и отделенными от остатка веры иудеями. И это понятно из слов Евангелия, ибо Господь говорит Своим ученикам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие Царствия. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет»[79]. Но давайте снова кратко повторим сказанное выше, чтобы оно стало для всех более понятно.
3. Повторение сказанного в первом слове[80] об Адаме и Еве, семи днях и веках и о природном созерцании рая
Исследуем вновь сокрытые смыслы Божественного Писания. Итак, сотворил Бог небо и землю и всё, что есть на них; затем Он сотворил человека по Своему образу и подобию, т. е. одного Адама[81]. Он сотворил всё это в шесть дней, а на седьмой почил, ничего не созидая, и не назвал первый день восьмым, чтобы дни седмицы не назывались восьмеркой, а только семеркой, и таким образом, повторяясь по кругу, исполняли число седмиц. По всей видимости, этими днями Создатель предначертал семь веков[82]. Соделав всё так, Господь всего, поскольку Он, будучи Богом, предвидел, что человек преступит Его заповедь и останется нераскаянным, а нераскаянного необходимо и наказать, и осудить, не позволил ему быть в мире, созданном за шесть дней вместе с Адамом, но после упокоения в седьмой день и завершения его, Он насадил Рай на востоке.
Каким образом и для чего? Из этого мира, словно в некий дворец или блистающий град, человек введен Богом как некий царь. А когда преступит он заповедь Божию и отпадет от Царства и будет изгнан из царских чертогов и отвергнут, то будет осужден жить в этом мире с надеждой[83]. Если бы не так сотворил Бог, но оставил только мир и поместил бы в него человека. А когда он преступит заповедь и не исповедуется, и не покается, то куда его высылать? Где после осуждения должно было ему жить и умирать, и возвращаться в землю, от которой он был взят? Разумеется, нигде. Или же Он обрек бы его на жизнь в аду[84], без надежды с того часа на спасение, без рождения и умножения потомков, так что погиб бы человек – столь великое деяние Божественной премудрости.
Поскольку Бог прежде веков знал, что Адам преступит заповедь, и поскольку Он предопределил воссоздание человека чрез новое рождение, для этого Он взял затем в качестве залога воссоздания, как некую закваску и семя, часть от всех Своих творений, которые Он соделал в семь дней, после того, как создал всё и почил, и таинственно предначертал в семи днях времена и века, и поместил ее не в седьмой, но в восьмой день, предызобразив грядущий век творением в этот день. Бог не исчислил этот день вместе с семью и не явил его всем, но соделал неведомым для тех, кто были до Закона, а пророкам в Законе он был открыт не вполне явно, а лишь предвозвещен, а нам же, верным[85], он был явлен как свет утренней зари, почему мы и ожидаем незаходимое солнце праведности, которое еще не взошло[86]. Сказал я, что Бог взял части: от всей земли – место, на котором насадил Рай; от всего тела Адама – одно ребро, то есть один член; от дней же не взял ничего. Почему? Поскольку те части были взяты, дабы то, что им соприродно и присуще, было через них обновлено и соединено небесам, а дни не должны были быть обновлены, а напротив, должны были быть совершенно остановлены тем днем. Поэтому Бог не взял от них часть для обновления, но взял ее от веков. Как? Послушай!
Семь веков должны быть исполнены согласно числу семи дней. Шесть из них уже прошли, в то время как седьмой еще не окончен, но от него Бог берет часть и присоединяет ее к веку вечному и не имеющему конца. Но сколько Он определил взять и когда наступит конец этих дней, не знает никто, кроме Святой Троицы, единого нераздельного Божества. Слова Спасителя Иисуса Христа, что даже Сын не знает того дня и часа[87], сказаны по неведению Его человеческой, а не божественной природы. Почему же, не взяв части от дней, берет часть от веков? Потому что сегодняшние века, измеряемые днями и неделями, называются веками; грядущий и бесконечный век не измеряется днями, но и есть, и будет неизмеримым и бесконечным. Он не состоит из грядущих дней, но принадлежит веку. Бог соединяет с будущим веком часть, взятую не из дней, а из веков. Часть земли, сам Рай, образ небесного Иерусалима, другими словами, Царства Небесного, была местом, в котором Бог поселил человека, дабы он, возрастая, от образа и тени постепенно восходил к истине. Древо жизни посреди Рая было образом вечной жизни, которая есть Бог. Ребро Адама, претворенное в жену, было образом Церкви и это изображало другое таинство домостроительства: чтобы, когда человек отпадет от образа, ставшего начертанием Царства Небесного[88], каковым был Рай, и от древа жизни, соединиться через ребро со Христом и Богом и быть возведенным к изначальной древней красоте.
Поскольку обольщенная Ева первой преступила заповедь и отведала плод, а затем дала его Адаму, который также ел от него, и так как не захотели они покаяться и припасть к Владыке, то были изгнаны оттуда и осуждены на жизнь в этом мире. Смотри же, какова неизреченная благость Божьего Промышления о человеке. Поскольку однажды человек грехом был низведен к тлению, чтобы не стать ему бессмертным, после преждевременного вкушения от древа жизни, ведь в таком случае он станет и нетленным, и бессмертным, сделав бессмертным само зло[89], Бог поставил пламенный меч охранять вход к древу жизни.
4. О потопе[90] и что прообразовывали находившиеся в ковчеге; об Аврааме и части по избранию[91], и что это за часть. Об Израиле и обрезании
Итак, познав друг друга[92], они родили сыновей и дочерей, и назвал Адам Еву, жену свою, Жизнью, ибо она была матерью всех живущих[93]. Но когда умножилось число людей[94], и впали они в пучину зла и во многое множество грехов, Бог, желая омыть мир водой и стереть человека с лица земли, не оставил там части, но спас Ноя с сыновьями его и дочерями его в ковчеге. Ковчег же был прообразом Богородицы, а Ной – Христа; а люди, бывшие с Ноем, – начаток части иудеев, которые уверуют во Христа, а звери, весь скот и птицы, и пресмыкающиеся были образом язычников. И, соответственно, как после потопа ковчег вмещал в себе Ноя, так Богородица Мария – воплощенного Бога и человека; но ковчег спас лишь Ноя и бывших с ним[95], Христос же уберег и ковчег, и всю вселенную от затопления грехом, от рабства Закона, от погибели.
После потопа люди, впав в неведение Бога и ожесточившись, из-за того, что имели одни уста, то есть один язык и одну речь, начали возводить башню и стремились взойти на небеса, возомнив себя равными Богу. Бог, желая смешать их языки и так разделить их, и рассеять их по лицу земли, ибо они, возникнув из ребра Адамова, благодаря одному языку были членами одного тела, вновь взял от них Свою часть, то есть ребро, а остальное тело рассеял, разделив на многие части, и назвал их, совсем не знающих Бога, язычниками. А эту часть Он назвал «Израилем», то есть «Зрящим Бога». Ею был Авраам, в котором было сохранено семя веры и боговедения, сошедшее свыше, которому явился сказавшей: «Пойди из земли твоей, от родства твоего… в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ»[96],которому и дал Он обрезание как некое знамение и печать, ему же и поклялся умножить семя подобно звездам небесным и песку берега морского. После этого снова явился ему Бог и сказал: «Познай разумом, что семя твое пришельцем будет в земле чужой»[97], – предвещая ему переселение в Египет Иосифа с отцом его Иаковом и братьями его. Там от них и умножилась эта часть и стала великим народом, который Бог чрез Моисея вывел оттуда, прежде предложив им вкусить прообраз истинного Агнца. И после того, как Он разделил море и провел их[98], и привел в пустыню, где сорок лет кормил их[99], они стали «частью Господа, народом Его Иаковом, Израилем, наследственным уделом Его»[100].
Они имели обрезание как печать, и все были обрезаны. И чрез это, как уже говорилось, они стали частью Господней, ведомой Ему, словно стадо овец, принадлежащих царю, и каждая из них несла печать – обрезание, – наложенную на скрытый член тела. Это было премудро устроено Богом, чтобы не смешивались они с другими овцами, то есть язычниками, по незнанию Бога ниспавшими до состояния диких зверей и бессловесных животных. Почему же была наложена печать не на иной части тела, но на этой? Потому что из нее исходит потомство и происходит рождение по плоти всего человека. Кроме того, этим Бог изображает нам всего человека, обнаженного от плоти: через нее они становятся известными как дети плоти; они же являли образ духовного обрезания духовных детей, которые позднее возродятся без истечения, соития, тления. Дабы, когда явится новое обрезание, упразднилось ветхое, и в необрезании плоти[101] каждая из овец вместо свой крови была запечатлена кровью Христовой, то есть, по Павлу, нерукотворным обрезанием и обнажением от плоти[102], то есть земного мудрования[103], ведь мы получаем таинственное обрезание чрез постижение души и знание происходящего в ней.
5. О том, что после первого прошедшего мира было еще два других, из которых второй есть образ того, что произойдет потом, будучи серединой между древним и последним, и чего образом была земля обетованная…
Этот народ, произошедший из семени Авраама, часть ребра Адамова, был образован Богом как некий новый мир, третий, носящий в себе образ того первого мира и Рая, и второго мира, бывшего в ковчеге и ставшего образом последующих событий, будучи в середине, он показывал древнее тем, кто шел за ним, указывая, как с ним соединиться. Ибо взамен первого Рая он владел другим Раем, Землей Обетованной; ковчег был вместо Богородицы, предвозвещая и изображая нам через это будущее восхождение святых в Рай и наследие в обновлении Святым Духом. Народ имел закон подобно тому, как праотцы имели заповедь, и чрез рабство закону была явлена будущая свобода, которая должна была быть дана в духовном законе превыше закона. Там, вместо древа жизни, бывшего посреди Рая, от которого нельзя было вкушать им, был сосуд с манной[104] – образ и указание на тот Сосуд, который будет внутри носить Христа. Манна была вместо Христа, ибо Он есть хлеб, сшедший с небес и дающий миру жизнь вечную[105]. Потому-то и манна была с небес, ибо, как говорится в Писании, «хлеб ангельский ел человек»[106]. И, сотворив новый Рай, положил в нем многое более ценное и высшее рая предыдущего, причем настолько, насколько он и был образом более высоких обетований и событий.
В нем Бог поместил Моисея так же, как там Адама. И говорил с ним Бог, как с Адамом, и Моисей говорил с Богом[107], как Адам. Меж тем не имел Адам, как Моисей, надежды на то, что исполнится обетование, что здесь явится во плоти Единородный Сын Божий и Бог. Тот Рай имел древо жизни, но не Саму Жизнь. Этот имел благодать Духа, явно большую, чем то древо жизни, в пророках, возвещавших истинную и совершенную жизнь, которая будет дана во Христе. В том Раю не было ни трудов, ни забот, а были деревья и спелые плоды для пищи; в этом же – манна, готовая небесная пища, как сказано[108]: «И пили из последующего камня воду»[109],сладчайшую меда; но не только это, но и: «Одежда их и обувь не обветшали и не истлели»[110],но росли вместе с их телами, и «не было в коленах их болящего»[111]. Жителям первого Рая преступление заповеди угрожало смертью и проклятием, а жители этого, если кто из них не исполнит Закона Божия, имели надежду на оставление грехов и благословение жизни вечной по обещанию Христа прийти и сделать невозможное для них возможным не к осуждению несоблюдших Закона, но для спасения уверовавших. В первом Раю был огненный меч, охраняющий вход к древу жизни и не допускающий к нему Адама с его потомством. Второй – архангела Михаила, бдящего и охраняющего тех, кто внутри, не позволяя рассеянным народам войти внутрь. Так предустроил тогда Бог, что воссоздание Адамово произойдет через ребро Адама, поэтому и жена была тогда сотворена от мужа без соития, дабы потом от ребра, взятого от Адама, без истечения и соития родился от жены муж, который есть Христос и Бог и чрез которого обновлен будет Адам. В Раю втором Бог предвозвестил Аврааму, что соберет в семени его[112] все изгнанные народы и соединит их в одно стадо[113].
Когда же они, вкушавшие такие блага и до и после вступления в Землю Обетованную, преступили заповедь Господню, где сказано: «Слушай, Израиль: Господь, Бог твой, Господь един есть»[114] и «да не поклонишься богу иному»[115], и когда они «приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам»[116], и«ели тук жертв их[и] пили вино возлияний их»[117], и «поклонялись делу рук своих, тому, что сделали персты их»[118], и «убили же святых и камнями побивали пророков»[119], и «обращались назад, как предательский лук»[120], и «раздражили богами иными и мерзостями своими Бога, питавшего их в пустыне, и позабыли Его»[121], – что же сделал Бог, избравший их посреди всех народов? Разгневался ли или отвернулся от них? Нисколько! Вместо того Он послал Своего Единородного Сына[122] омыть грехи их, ибо они уподобились язычникам, как написано: «И смешались с язычниками и научились делам их»[123] и «не разумели достоинства своего»[124]. Вспомни же вместе со мною ковчег, сыновей Ноя, диких зверей и пресмыкающихся, вошедших в ковчег. Как говорил уже я, рассказывая о тех, кто был в нем, Ной есть образ Христа, сыновья его – людей подзаконных, звери же и пресмыкающиеся – язычников. Теперь же люди подзаконные, названные частью Господней, уделом Его, стали как звери и уподобились язычникам. И Бог, желая призвать их и возвратить их в прежнее состояние, сошел на землю и воплотился, взяв ребро Адамово от пречистой плоти Богородицы, и стал человеком, уподобившись нам во всем, кроме греха[125]. Для чего так? Чтобы тех, кто держался Закона, усовершил Он чрез веру в Себя, и тех из них, кто впал в блудодейство идолослужения, чрез веру присоединить остальному телу, и таким же образом были бы чрез веру оправданы язычники, согласно с тем, что сказал Павел: «Если же падение их – богатство миру, сколько же более будет их спасение?»[126]
Размышление над сказанным в Писании, насколько можно из него уразуметь, позволяет ясно предположить нечто другое. А теперь будьте внимательны, чтобы верно узнать, что значит сказанное божественным Апостолом:«Если же падение их – богатство миру, сколько же более будет их спасение?»
6. На слова апостола: «Ибо если падение их стало богатством мира…»; олицетворения обоих народов, то есть язычников и Израиля
После рассеяния язычников Израиль, как я говорил ранее, стал частью Господней. И этот же Израиль, став народом великим и племенем многочисленным, впал, как и язычники, в идолопоклонство. И лишь немногие сохранялись Богом, как некая закваска и часть. И когда пришел Христос, если бы поверили Ему и поклонились как Богу, то все, праведные и неправедные, благочестивые и идолослужители, стали бы одним и вместе были бы спасены. Тогда скажут Ему язычники: «Боже всего и Владыко, Господи веков, вот Ты спас всех тех, кто совсем не имел дел праведности![127] Что же? Разве и мы не дела рук Твоих, не Твое мы творение?» А иудеи ответят и скажут: «Нет! Но только мы – часть Его, только лишь мы – удел Его! Нам – скрижали Завета, обрезание и иное все, это нам лишь обещано и дано только нам! А вам ничего Он не даст!» И ответят на это язычники, уже не обращаясь к завистливым иудеям:
«Владыко и Слово Божие, по достоинству отверг Ты нас, недостойных,
покинув нас, жестоковыйных, непослушных и беспечных,
оставив нас во гладе неведения и жажде безводной
без слов святых Твоих, –
и справедливо!
К ним же явил Ты всякую любовь и попечение.
Ты дал им пророков, и судей, и учителей вождями и наставниками,
дал им Закон и обрезание, явил у них знамения и чудеса –
они же, ни за что сочтя все это,
оставили Тебя
и с нами идолам поклонялись, как богам, и дела,
которые совершали мы, всё это творили и они,
и, подобно нам, они отвергли Тебя, благодетеля.
Но ныне из-за веры их Ты сочувствуешь им,
милуешь, и жалеешь их,
и причисляешь безгрешным святым Твоим.
Не помилуешь ли и нас?
Не пожалеешь ли?
Не примешь ли Ты и нас, человеколюбец?»
Вот так, справедливо и разумно, необрезанные присоединились бы обрезанным, приносившим жертвы идолам, и во Христе все стали бы едины.
Но поскольку вдобавок к злым делам их предков погубили они Самого Христа и Бога, как злодея, а Варавву, прообраз антихристов, испросили и отпустили, и стали преследовать самих апостолов Его, Бог, изгнав их, как мы сказали, из Рая, рассеял по всем народам[128], чтобы заменить прежде нечестивых язычников. Взявший ребро Адамово от жены и Соделавший его совершенным человеком[129], Сам по природе Сын и Слово Божие, весь став плотью и оказавшийся сыном Адама по природе Адама, привлек к Себе язычников, происшедших из ребра Адама. Вот оно, богатство мира! И если это стало богатством мира, то как бы оно возросло, если бы и иудеи уверовали! Со времени первого рассеяния[130] весь Израиль был частью, которую Бог предузнал и предуставил, и когда пришел Он, то призвал его к вере в Себя. Но поскольку Израиль не захотел прийти к Нему, то взял Он из всей части часть малую, тех, кто поверил Ему, т. е. Иоанна Предтечу, апостолов, и их последователей; часть же большую, по своей воле впавшую в неверие, Он отверг. Вместо них вошли язычники и верою присоединены были части, избравшей веру.
Теперь же следи вместе со мной за тем, как продвигается на своем пути это слово и каким образом излагается то, что касается новой и удивительной части.
7. О том, что Христова Церковь есть новый мир и вера в Него есть новый Рай. Перечисление событий, произошедших в первом мире, сравниваемых с тем, что совершил Христос в Церкви. И, наконец, повторение слова Апостола: «Кого Он предузнал, тех и предопределил…»[131]
И снова мы видим начало новой части и нового мира, и вместе с частью – чудную, новую, небывалую закваску. Вплоть до сего были лишь прообразы и тени, и загадки, сейчас же – сама истина и всего мира обновление и возрождение. Но часть, взятая от Адама, стала тленной, и, размножившись в великое число тленных и смертных людей, вся погибла в водах потопа, и лишь Ной и сыновья его были нетронуты, став частью от первой части и началом второго мира. Когда же вновь восхотели люди взойти на небо, Бог, обещав никогда более не посылать на землю потоп и не убивать всякую плоть, живущую на земле[132], вновь взял себе в удел Авраама по избранию веры[133], а другие народы рассеял по миру. Из части Авраамовой Сам Бог воспринял часть семени – то же ребро, как я уже много раз говорил, и сделал его Своей обителью, стал плотью, никак не изменившись, и стал человеком, но не простым. Ибо стал Он не начатком чад плоти, людей тленных, каким когда-то был Ной, людей, которые, умножаясь и умирая, снова становятся начатком для рождения последующих людей, происходящих от них. Но стал Он бессмертным и вечным начатком чад духовных, устраиваемых по образу Его, как и апостол говорит: «Первенец Христос, потом Христовы»[134], и в ином месте: «Доколе не изобразится в нас Христос»[135]. Все предки наши были смертными, но Воспринявший часть от семени Авраама, Сын Божий, ставший сыном Адама, нетленный и бессмертный, не рождает чад плотски, но обновляет духовно.
Посмотри же на образ обновления. Каков он? В Раю жена произошла от мужа, и она была матерью всех рожденных от земли; в Церкви же верных от жены родился муж Христос Бог, начаток и жизнь всех возрождаемых духовно от веры в Него. Там было древо познания добра и зла, причина смерти вкусивших от него; здесь же – древо крестное, к которому был пригвожден Христос, второй Адам и Бог, – руками, вместо протянутых рук Адама, и ногами, вместо ног, пошедших на преступление. Адам, отведав от того древа, стал виновником смерти и проклятия для своих потомков; Христос же и Бог, испив желчи и уксуса, освободил их от проклятия[136] и упразднил смертное тление. Он даровал новую жизнь верующим в Него и позволил им вести в этом мире жизнь равную ангелам. Там, посреди Рая, росло древо жизни, от которого, по домостроительству Божию, не должен был вкушать Адам, изгнанный из Рая; потому-то вход охранял пламенный меч. Здесь же Христос прободен в ребро копьем[137], отвратив меч тот от входа и отворив вход, и насадив по всему миру древо жизни. Он дал нам власть ежедневно насаждать это древо, мгновенно вырастающее и подающее всем вкушающим от него жизнь вечную.
О Рай, насажденный ныне Христом Богом! О новое таинство и чудеса страшные! Там, среди деревьев чувственных и зримых согласно жили Адам и Ева; древо познания же и древо жизни[138] отличались друг от друга. Здесь же новый Адам становится для верующих сразу всем: и пищей, и знанием, не ведущим нас к смерти или отвращающим от древа жизни, но научающим нас словами, которыми следовало бы ответить змею: «Отойди от Меня, сатана…»[139] Но не только! Знание это приводит нас к Жизни, то есть к Нему Самому. Но спросите вы: «Где же новый Рай, который, как говорите, сотворил Христос? Посмотрите, весь мир как устроен от начала, таким и пребывает. И живем мы на земле, где осуждены есть хлеб свой в поте лица нашего, труждаясь и страдая. Где же тот Рай, о котором ты нам говоришь?» Если хочешь узнать о неведомых и незримых для неверующих деяниях и таинствах непостижимого и невидимого Бога, то воздвигни ум свой к тому, что говорю, и узнаешь, и поймешь это.
Сперва сотворил Бог небо и землю и всё, что на них, а после всего этого Своими руками вылепил Он человека. Затем насадил Он Рай и всё, что было в нем, и поместил там человека, которого сотворил. И взяв одно из его ребер, Он взрастил его в жену. И дал им заповедь не вкушать от древа познания добра и зла, дабы не умерли они смертью, но трудились по заповеди и хранили её[140]. Они же сначала удалились от памяти о Боге и благодеяниях Его – что и было трудом, который дал им Бог, – а затем отверглись хранения заповеди и вкусили от древа, от которого было им заповедано не вкушать. И тотчас умерли они душевной, а через множество лет – и телесною смертью; и были низведены во ад. Но не только они претерпели это, но и все их потомки вплоть до пришествия Самого Христа и Бога, Нового Адама, и сошествия Его во ад, и воскресения из мертвых. Но когда пришел Сотворивший всё, а ныне восхотевший обновить всё, не пожелал Он обновить мир в том же порядке, в котором его и сотворил. Как же именно? Сперва Он обновил бы человека, а затем уже – всё творение. Каким образом и для чего? Некогда сотворил Он сперва всё видимое в жилище и наслаждение Адаму, в царство ему, а затем – и самого человека; сейчас же, если бы восхотел Он сперва обновить творение и соделать его духовным, нетленным и вечным, где бы тогда смог поселиться человек, облеченный в тленную плоть, душевный[141] и смертный? В каком бы мире смог он жить, жениться и выходить замуж[142], рождать и рождаться, и возрастать? Подлинно, тебе нечего сказать. Потому-то Бог вначале и воздвигает падшего, растерзанного, обветшавшего человека, воссоздает и обновляет его, а затем – творение.
Но как говорили мы по порядку о творении и его падении, так следует сказать и о его обновлении. Взгляни на порядок древних деяний, как они правильно устроены домостроительством и волей Божией. Итак, сначала Бог ввел в Рай Адама, а затем Еву. Сначала Сын Божий, Сам Создатель Адама, сошел с небес и вселился в непорочную утробу Девы и тем самым взял от нее ребро Адама, то есть непорочную плоть, и стал человеком и вошел в мир вместо обманутой Евы Новый Адам, который и погубит змия, обольстившего Еву. Сперва Ева, поговорив со змием, была обманута и затем вкусила от древа, и преступила заповедь, и умерла смертью души. Сперва Богородица Мария сподобилась благовещения ангела, а затем поверила воле Божией, возвещенной Ей, и покорилась, сказав: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему»[143]. И так Она по естеству приняла в Себя Бога Слово, искупив душу у той вечной смерти. И тогда, воплотившись, Он воссоздал тело Адама, которому и дал дыхание, чтобы стало оно живой душой. Но не написано, что когда затем Он взял одушевленное ребро Адама и возрастил его в жену[144], то тогда сотворил дыхание. Чтобы сказать понятнее, давайте еще раз вернемся к уже сказанному.
Бог взял от Адама часть его плоти, и восполнил ее новой плотью, и образовал из нее целого человека. А душу Бог ни самому Адаму, от которого взял Он ребро, не прибавлял, и не умножил ее в Еве. Плоть, данная вместо ребра, была восполнена, а душа – нет. Пойми же это еще лучше: Бог взял от Девы плоть с разумом и душой, такую же, что и от Адама, и восполнил ее иной плотью. Взятой от Нее плоти дал Дух Свой Святой и наделил ее душу тем, что не имела она ранее – жизнью вечной. Плоть, восполненная вместо ребра в теле Адама, была залогом и задатком домостроительства Божия; того, что от ребра Он еще раз возьмет ребро, и даст вместо него уже не плоть, поскольку она уже восполнена, но истинного Духа Божия, дабы, как от ребра Адама произошла жена, а от нее – все смертные, так и муж Христос Бог произошел от плоти жены, а от Него – все люди провозглашены бессмертными; дабы Адам получил еще более того, что получил вместо жены. Что же он тогда получил? Плоть, которая восполнила ребро в его теле. Ибо когда взял Христос плоть от Девы – повторю тебе это снова, – то нужно было сразу ее восполнить, как некогда Он поступил с Адамом. Восполнение было не в тление, но в нетление; восполнилось Духом, а не плотью, чтобы воссоздать природу Адама и чтобы дети Божии, которым предстояло родиться, получили возрождение Духом Святым. И так, в Духе Божием все верующие в Него станут Его сродниками и одним с Ним телом.
И как было сказано о первозданных людях: «Сего ради, – чего именно? – конечно, жены, то есть ребра Адама, – оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей,– ребру Адама, – и будут два одной плотью»[145], – так же бывает и со Христом Богом. И поскольку Он воспринял плоть от пречистых кровей Богородицы и даровал Ей Святого Духа, и воплотился, и стал человеком, поэтому оставит человек отца своего и матерь, а еще и жену, и детей, и братьев, и сестер[146], и прилепится не к жене и не плотски – ведь все, включая нас, телом рождены от жены, – но к бессеменно рожденному от жены жениху Христу. И так, духовно соединясь с Ним и прильнув к Нему, каждый из нас станет с Ним и одним духом, и одним телом, поскольку мы вкушаем Его плоть и пьем Его кровь телесно.
Так нам возвестил и Сам Господь наш и Бог: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем»[147]. С этим божественным словом согласно и апостольское изречение: «Прилепляющийся блуднице становится с ней одним телом… А прилепляющийся Господу становится с Ним одним духом»[148]. Однимдухом, говорю, не по ипостасям, но одним по природе Божества и человечества. По природе Божества, потому что мы сами становимся богами по усыновлению, как сказал Иоанн: «Знаем только, что, когда Он откроется, будем подобны Ему»[149]. Каким образом? «И от полноты Его, – говорит, – все мы приняли»[150].По природе человечества, как названные родней и братьями Его, что мы уже и говорили. Зная это, и святые отцы наши явно говорили: «Дай кровь и приими Дух»[151], ибо не подается нам Дух, разве только чрез добровольное распятие и умирание для мира. Бог, Который есть Дух, согласно божественному Слову[152], хочет, чтобы мы в Духе Святом соединились и прилепились[153] Ему, и стали сотелесниками Его и сонаследниками[154], о чем свидетельствует всё Божественное Писание. Но пойдем дальше.
Так вот, Бог Слово взял плоть от Непорочной Богородицы и дал вместо нее не плоть, но Дух, Святой по сущности. И прежде всего Он оживотворил Им Ее драгоценную и пренепорочную душу, воскресив ее от смерти; это Он сделал, потому что первая Ева умерла душевной смертью. Воплотившись, Он стал человеком, приобретя тело, наделенное разумом и душой, эту одушевленную плоть Он получил тогда от Адама, и ныне, неизреченным образом, от Богородицы, и этим таинственно обновил всю нашу природу. Непостижимо родившись лишь Ему ведомым способом, Он вошел в мир. Для чего же, почему? Чтобы изгнанного Адама искать в этом мире и, найдя, воссоздать его. Повторим еще раз уже сказанное о страшном таинстве домостроительства.
Адам еще в Раю был призван к покаянию. Бог сказал ему: «Адам, где ты?» и «Кто сказал тебе, что ты наг, если только ты не ел от древа, от которого Я запретил тебе вкушать?»[155] Он же, услышав это, не захотел каяться, плакать и просить прощения. И что же? Он выставляет жену виновницей своего неразумия и греха, поэтому-то и исторгается из Рая. А поскольку не захотел тогда Адам покаяться, и было это по злоумышлению лукавого демона, Бог, придя на землю, вновь призывает всех к Себе через покаяние, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное»[156]. Оно приблизилось и стоит у ворот[157] сердец и уст ваших. Отворите верою сердца ваши, и сразу войдет Он, и тотчас откроются уста ваши, и воскликните вы:
«Есть в нас сокровище Духа, его мы имеем[158],
и жизнь превечную внутрь себя мы стяжали!»
Смотри же: Бог сначала призвал иудеев, но они не послушались. В конце концов Он призывает через Сына все народы, и они послушно устремились и прибежали к Нему. Поэтому Он и говорит Своим апостолам: «Выйдете скорее на улицы и переулки города и приведите сюда всех нищих и увечных, хромых и слепых»[159]. Под городом Он разумеет весь этот мир, под улицами и переулками – племена язычников и сокрытые, далекие земли. Под нищими и увечными, хромыми и слепыми понимает Он сокрушенных множеством грехов, падений и беззаконий, ослепленных неведением Бога.
Всех призывает Он, от Востока до Запада, и евреев, и эллинов. Как много раз мы говорили, Он, как Бог, предузнал непослушание евреев из-за неверия и отвращение от веры язычников и прежде веков предопределил, чтобы те, кто поверят в Него и крестятся во имя Его, Отца и Сына и Святого Духа, и будут вкушать непорочное тело Сына Его и пить кровь Его, будут оправданы от греха, то есть освобождены и прославлены, и станут участниками жизни вечной, как Он Сам, Владыка всего, сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную»[160] и «на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь»[161].Посмотри же, брат, как предузнан ты Богом, и предопределен, и позван, и прославлен, и оправдан, и призван в жизнь вечную чрез веру во Христа и святое Крещение. Ты введен не в чувственный Рай, как некогда Адам, но на Небо к благам его, которые «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то человеку на сердце»[162]. Посему возделывай добродетели и храни заповеди Божии. Более же всего храни себя чрез соблюдение заповедей, чтобы не преступить ничего из заповеданного тебе, чтобы не пал ты, как Адам, а то и глубже и хуже, ведь ты можешь лишиться еще больших небесных благ. Не предпочитай ничего земного и не позволяй ничему из тленного овладевать тобой, чтобы не быть тебе совлеченным славы, которой прославил тебя Христос. И, как необлеченный в брачные одежды, не был бы ты связан по рукам и ногам и извержен во тьму внешнюю, где лишь плач и скрежет зубов[163].
Вера во Христа есть новый Рай. Поэтому Бог и предузнал прежде создания мира всех уверовавших и тех, кто уверуют в Него, кого Он призвал, и кого не перестанет звать до конца; кого прославил и прославит; кого оправдал и оправдает; кого явил Он чрез святое Крещение и благодать Святого Духа сообразными славе образа Сына Его, таинственно соделывая их всех сыновьями Божиими – из ветхих новыми[164], из смертных бессмертными, которым, как некогда Адаму, подаёт Он заповеди. Те, кто до смерти сохранят все заповеди Его, докажут любовь к Богу и постепенно взойдут в еще большую славу. Гордые и небрежные, и не знающие о Благодетеле, и не хранящие данные Им заповеди отпадут от этих благ, как Адам от Рая, не потому, что не предузнаны Богом, но потому, что пострадали от собственного безрассудства и порочности. Поэтому поместил Бог среди Рая спасительное лекарство – покаяние, дабы, когда отпадет кто от вечной жизни по беспечности или нерадению, мог он чрез покаяние взойти в еще более великолепную, блистательную славу. Ибо если бы не устроил того человеколюбец Бог, не спаслась бы тогда никакая плоть[165].
Поэтому, отложив всякое колебание, сколько есть силы позаботимся о покаянии, дабы могли мы приступить и к нынешним, и к будущим благам по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь[166].
Автор перевода – Соловьев Роман.
[1] Источник греческого текста: Syméon le Nouveau Théologien: Traités théologiques et éthiques (Théologiques 1–3. Éthiques 1–3), tome I / J. Darrouzès. – Paris, 1966. – 456 p. – P. 130-153. -- (SC 122).
[2] Ср. Рим. 8:29.
[3] СП: предуставлены.
[4] Втор. 32:8.
[5] Рим.8:29.
[6] Ср. 2 Петр. 3:16.
[7] См. Иез. 33:11.
[8] Мф. 3:2.
[9] См. Лк. 15:7.
[10] Мф. 11:28.
[11] См. Ин. 1:29.
[12] См. Ин. 7:37.
[13] Пс. 140:4.
[14] Ср. Мф. 21:31.
[15] Мф. 9:2.
[16] См. Лк. 18:38–42.
[17] Мф. 15:22.
[18] Мф. 8:7.
[19] Мф. 9:9.
[20] Ср. Лк. 5:27–28.
[21] Ин. 5:2–7 и далее цитаты до конца абзаца.
[22] Ср. Деян. 2:41.
[23] См. Лк. 7:38.
[24] См. Лк. 15:11 и далее.
[25] См. Лк. 8:43; Лк. 13:11.
[26] См. Мф. 9:13.
[27] Пс. 17:10.
[28] Ср. Рим. 2:5.
[29] См. Кол. 1:17.
[30] Мф. 20:23.
[31] См. Мк. 10:40.
[32] Ср. Рим. 8:29–30.
[33] Мф. 9:13.
[34] См. 1 Ин. 1:10; 5:10.
[35] Ср. Символ веры: «Нас ради человек и нашего ради спасения…»
[36] См. Ин. 3:16; 1 Ин. 4:10.
[37] См. Рим. 8:29.
[38] Ср. Рим. 8:17.
[39] См. Ис. 49:15.
[40] Ср. 1 Кор. 6:20: 7:23.
[41] См. 1 Петр. 1:18–19.
[42] См. 1 Тим. 2:4.
[43] Ин. 12:47.
[44] Рим. 8:29.
[45] Втор. 32:8.
[46] См. Рим. 8:29–30.
[47] Втор. 32:8–9.
[48] См. Быт. 6:1.
[49] См. Ис. 14:13–14.
[50] См. Быт. 11:7.
[51] См. Быт. 2:21–22.
[52] См. Исх 15:2.
[53] См. Быт. 32, 28.
[54] См. Мф. 1:1–16.
[55] См. 1 Кор. 15:45
[56] Ἥν κατ᾿ ἐκλογήν Παῦλος ὁ θεῖος ἐκάλεσε. См. Рим. 11:5.
[57] Ср. Рим. 7:11.
[58] Там же.
[59] Ср. 2 Тим. 1:10.
[60] См. Ис. 5:1–2.
[61] См. Быт. 3:24.
[62] См. Ин. 15:1.
[63] Ср. Рим. 11:32.
[64] См. Ин. 2:20.
[65] 1 Кор. 15:48–49.
[66] Лк. 3:23–38.
[67] См. Еф. 1:4; 1 Пет. 1:20.
[68] Ср. Деян. 2:23.
[69] См. Быт. 15:6; Рим. 4:3.
[70] См. Гал. 3:14.
[71] См. Гал. 4:5.
[72] Быт. 18:18; 22:18.
[73] Втор. 6:4.
[74] См. 1 Кор. 2:7.
[75] Ср. Мф. 8:11.
[76] См. 1 Кор. 6:17.
[77] См. Еф. 2:14.
[78] См. Еф. 3:6.
[79] Мф. 28:18; Мк. 16:15–16.
[80] Eth. 1.1–2.
[81] Ср. Быт. 1.
[82] См. Eth. 1.1.118.
[83] См. Рим. 8:20.
[84] См. Пс. 54:16.
[85] См. 2 Петр. 3:13.
[86] См. Мал. 4:2.
[87] См. Мф. 24:36
[88] См. Гал. 4:26.
[89] См. Быт. 3:24.
[90] См. Быт. 6–7.
[91] Ср. Eth. 2 2.69.
[92] См. Быт. 4:1.
[93] См. Быт. 3:20.
[94] См. Быт. 6:1.
[95] Ср. 1 Пет. 3:20.
[96] Быт. 12:1–2.
[97] См. Быт. 15:13.
[98] См. Исх. 14:5.
[99] См. Неем. 9:21.
[100] См. Втор. 32:9.
[101] См. Кол. 2:13.
[102] См. Кол. 2:11.
[103] См. Рим. 8:6–7.
[104] См. Исх. 16:33.
[105] См. Ин. 6:31–32.
[106] Пс. 77:25.
[107] См. Исх. 19:19.
[108] См. Исх. 16:14.
[109] Ср. 1 Кор. 10:4.
[110] Ср. Втор. 8:4; 29:5.
[111] См. Пс. 104:37.
[112] См. Быт. 17:4–5.
[113] См. Ин. 10:16.
[114] Втор. 6:4.
[115] Ср. Исх. 20:3, 5.
[116] См. Пс. 105:37.
[117] См. Втор. 32:38.
[118] См. Ис. 2:8b.
[119] Ср. Мф 23:37a.
[120] См. Пс. 77:57b.
[121] Ср. Втор. 32: 21, 18; Иерем. 32:29.
[122] См. 1 Ин. 4:10.
[123] Пс. 105:35.
[124] См. Пс. 48:21.
[125] Ср. Евр. 4:15.
[126] Ср. Рим. 11:12.
[127] См. Рим. 3:28.
[128] См. Втор. 4:27.
[129] См. Еф. 4:13.
[130] Т. е. Вавилонского рассеяния и избрания Авраама.
[131] См. Рим. 8:29.
[132] См. Быт. 9:15.
[133] См. Рим. 9:11; 11:5.
[134] 1 Кор. 15:23.
[135] Ср. Гал. 4:19.
[136] См. Евр. 2:15.
[137] См. Ин. 19:34.
[138] См. Быт. 2:9.
[139] Мф. 4:10; 16:23.
[140] См. Быт. 2:15, 17.
[141] См. 1 Кор. 2:14; Иуд. 19.
[142] См. Лк. 20:35.
[143] Лк. 1:38.
[144] См. Быт. 2:7, 22–23.
[145] Еф. 5:31, ср. Быт. 2:24.
[146] См. Лк. 14:26.
[147] Ин. 6:56.
[148] 1 Кор. 6:16–17.
[149] 1 Ин. 3:2.
[150] Ин. 1:16.
[151] Longinus 5, Apophthegmata, PG 65.257B.
[152] См. Ин. 4:24.
[153] См. 1 Кор. 6:17.
[154] См. Еф. 3:6.
[155] Быт. 3:9, 11.
[156] Мф. 4:17; (3:2).
[157] Ср. Мф. 24:33; Откр. 3:20.
[158] Ср. 2 Кор. 4:7.
[159] Лк. 14:27.
[160] Ин. 6:54.
[161] Ин. 5:24.
[162] См. 1 Кор. 2:9.
[163] См. Мф. 22:11–13.
[164] См. Eth, 1. 12, 163.
[165] Ср. Мф. 24:22.
[166] См. Откр. 1:6.