Предисловие
Святитель Феолипт Филадельфийский перестает быть малоизвестным автором для русского читателя в первую очередь благодаря исследованиям священника Александра Пржегорлинского[1] и профессора А.И. Сидорова[2], а также переводам трудов святителя Феолипта, которые осуществлены сими двумя учёными[3].
Но несмотря на значительный вклад этих исследователей, наследие святителя Феолипта ещё не полностью переведено на русский язык. Мы предлагаем читателю перевод одного из трактатов свт. Феолипта, который не имеет заголовка (MD 16). По мнению И. Григоропуло, он составлен не ранее 1300 г.[4]
Данный трактат представляет собой проповедь, которая была произнесена в монастыре Человеколюбца Спаса в Константинополе. Святитель Феолипт говорит о том, что мы, отпав от прекрасного, расточили силы наших душ на пустое. И, обнищав, обратились за займом к дьяволу, подобно тому, как обнищавшие люди обращаются за помощью к ростовщикам. С тех пор дьявол стал от нас требовать возврата плохих дел с лихвой. Христос же, видя, как мы изнуряемся под бременем дьявольской тирании, отдал Себя как Выкуп за нас, претерпев Крест и смерть[5].
Священник Альвиан Тхелидзе
Святитель Феолипт Филадельфийский
Слово
(О крестной Жертве Иисуса Христа)[6]
1. Сёстры и матери, обычно, попавшие из богатства в бедность, обращаются к ростовщикам; когда же получают [ссуду], радуются, что обрели искомый заем. Но когда заимодавцы требуют [вернуть] долг - сильно огорчаются. И если даже могут вернуть долг, вновь оказываются в трудном [положении]. Если же не могут отдать долг, не избегают рук и тирании заимодавцев[7]. Мы также [были] утверждены от Бога в богатстве добродетели, но расточили силы наших душ на пустое, стали бедными и нуждающимися, подобно блудному сыну, расточившему отцовское имение и уехавшему от отца, и там опустившемуся [до нужды] пасти свиней[8].
2. После того, как мы отпали от прекрасного, пришли к лукавому ростовщику (δανειστῇ τῷ πονηρῷ)[9], и заняли у него постыдные страсти и лукавые помыслы. Мы утратили любовь и приобрели ненависть; изгнали праведность и приняли беззаконие; отбросили воздержание и взяли невоздержанность; изгнали мир и приветствовали раздор; возненавидели кротость и возлюбили злобу и чёрствость.
3. Все злые задатки брали мы взаймы у дьявола; ибо чуждо нашей природе стремление к лукавству. Как занимающий берет чужие вещи, поскольку сам [ими] не владеет, так и мы, тратя блага, принадлежащие нашей душе, хватали лукавые желания чуждого демона. Посему каждый час и день дьявол требует от нас [возврата] работой наших тел. Как ростовщик от должника требует [возврата] занятого имущества, так и дьявол заставляет нас делать плохие дела, и как лихву требует увеличения плохих дел.
4. Сын Божий, видя нас, изнуряемых грехами и тиранизируемых страданиями, и насилуемых дьяволом, сделавшись Человеком, дал Себя [как] выкуп за нас (ἔδωκεν ἑαυτὸν ἀντίλυτρον ὑπὲρ ἡμῶν)[10]. Претерпел крест и смерть, через это смерть чувственных услад упразднилась. Обяжемся же узреть святую жизнь Господа и подржать спасительному поведению, которое [во время] телесного прибывания в мире [Он] показал нам. Неся тяготы дел Его, и соблюдая слова заповедей его, [мы] стали свободны от тирании дьявола. Если отстранимся от гнева и приобретем мир, отгоним ненависть и призовём любовь, изгоним беззаконие и поприветствуем праведность и полностью отвратим действия чуждых страстей, если потрудимся добродетели, то через работу добродетелей и заботу искупится (λυτροῦται) душа наша от лукавых помыслов и греховных действий, и дьявол сбежит от нас.
5. Не возжелали бы ведь [мы] быть тиранизируемыми лукавым, получив столько свободы. Кто же, призванный получить в дар средства, чтобы уплатить свой долг, отклонил бы призыв и отвратился от дарующего милость? Люди так не делают. Творящий же это, объемлется безумием и подвергается осуждению. Как [же] и мы спасительным деяниям и за нас страданиям Спасителя не поревнуем и не [станем] подражать? Посему, давайте, постараемся понести их на наших телах, применяя как припарки и возлагая на члены и чувства тела. И если мы это делаем, исцеляются (θεραπεύονται)[11] помыслы наших душ, размышлениями и познанием страданий Владыки удерживается душа, и не падает среди злых борений плоти. Служа же Господу добрыми делами, [душа] от рабства страстям освобождается, во Христе Господе нашем, которому слава во веки веков, аминь.
Перевод с древнегреческого – священника Альвиана Тхелидзе
[1] См.: Пржегорлинский А.А., священник. Византийская Церковь на рубеже XIII – XIV вв. Деятельность и наследие св. Феолипта, митрополита Филадельфийского. СПб., 2011; Он же. Антиарсенитские трактаты св. Феолипта Филадельфийского // Мир Православия. Вып. 5. Волгоград, 2004. С. 124—134; Он же. Арсенитская схизма в изображении св. Феолипта Филадельфийского и личность Феолипта в свете его противостояния арсенитам // Мир Православия: Сборник статей. — Вып. 4. — Волгоград, 2002. — С. 51-76; Он же. Митрополит Филадельфии Феолипт и византийская Церковь его времени // ΣΤΡΑΤΗΓΟΣ. Сборник статей в честь Владимира Васильевича Кучмы / отв. редактор С. Н. Малахов; сост. Н. Д. Барабанов. Армавир, 2008. С.126-159; Он же. Исихия как «призвание каждого христианина» в писаниях св. Феолипта и в традиции поздневизантийского исихазма // Мир Православия: Сборник статей. — Вып. 6. — Волгоград, 2006. С. 187—203; Он же. Особенности интерпретации св. Феолиптом Филадельфийским библейского повествования о грехопадении // Проблемы теологии: Вып. 3: Материалы Третьей международной богословской научно-практической конференции, посвящённой 80-летию со дня рождения протопресвитера Иоанна Мейендорфа (2-3 марта 2006 г.): В 2 ч. Екатеринбург, 2006. — Ч. 2. С. 98-103; Святые Афанасий I Константинопольский и Феолипт Филадельфийский: или беспристрастное единомыслие? // Мир Православия: Сборник статей. — Вып. 7. — Волгоград, 2008. — С. 99-106; Он же. Реалии ремесленного труда и трудовая дидактика в поздневизантийской проповеди (на примере гомилий Феолипта Филадельфийского) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: общественные науки. Ростов-на-Дону. 2007.
[2] См.: Сидоров А.И. Святитель Феолипт Филадельфийский: его эпоха и его учение о Церкви (на материале «Двух слов против арсенитов») // Альфа и Омега. 1998. № 3 (17). С. 80-112.
[3] См.: Феолипт Филадельфийский, святитель. Антиарсенитские трактаты / Пер. с др.-греч., примеч. А. А. Пржегорлинского // Мир Православия: Сб. ст. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. Вып. 5. С. 134-163; Он же. Послания к монахине Евлогии / Пер. с греч., предисл. А. И. Сидорова // Альфа и Омега. 2000. №3 (25). С. 89-114; Он же. Оглашения / пер. А. Сидорова // Альфа и Омега. 2005. № 3 (44). С. 54-56; Он же. Оглашения / пер. А. Сидорова // Альфа и Омега. 2006. № 1 (45). С. 59-73. Он же. Оглашения / пер. А. Сидорова // Альфа и Омега. 2006. № 2 (46). С. 49-62.Он же. Оглашения / пер. А. Пржегорлинского, А. Сидорова // Альфа и Омега. 2006. № 3 (47). С. 54-65; Он же. Увещания / пер. А. Сидорова // Альфа и Омега. 2009. № 1. (54). С. 54-66.
[4] Γριγοροπούλου Ι. Κ. Φεολήπτου Φιλαδελφίας του ομολογήτου (1250-1322) βίος και έργα. Α΄μέρος. Εισαγωγή. Κατερίνι, 1996. Σ. 247, 250. О временных рамках составления трактатов свт. Феолипта Филадельфийского аскетической направленности см.: Пржегорлинский А.А., священник. Византийская Церковь… С. 74–83.
[5] О данной позиции св. Феолипта Филадельфийского см. Тхелидзе А.Г. Кому принесена Крестная Жертва Христа? http://www.bogoslov.ru/text/2450170.html
[6] Перевод выполнен нами по изданию: Φεολήπτου Φιλαδελφίας του ομολογήτου (1250-1322) βίος και έργα. Β΄μέρος. Κρίτικο κίμενο – σχόλια, έκδ. Ι. Κ. Γριγοροπούλου. Κατερίνι, 1996. Σ. 267-269.
[7] Ростовщичество осуждается в наследии св. Феолипта, что вполне традиционно для христианства. (См. Пржегорлинский А.А., священник. Византийская Церковь на рубеже XIII – XIV вв. Деятельность и наследие св. Феолипта, митрополита Филадельфийского. СПб., 2011. С. 180-181). Святитель сравнивает ростовщика с евангельским расслабленным. (Ин. 5: 2-9) Подобно тому, как расслабленный не успевал получить исцеления потому, что иной ранее него входил в воду; так и ростовщик не получает исцеления, ибо скупость опережает его мысли о милостыне. (См.:Τῇ τετάρτῃ Κυριακῇ, ἐξήγησις εἰς τὸ θαῦμα τοῦ παραλύτου// Φεολήπτου Φιλαδελφείας του Ὁμολογητοῦ (1250-1322) Βίος καὶ Ἔργα. Β΄μέρος. Κριτικὸ κείμενο – Σχόλια, ἔκδ. Ι. Κ. Γριγοροπούλου. Κατερίνι: Ἐκδόσεις «Τέρτιος», 1996. Σ. 75-76. В рус. переводе: Феолипт Филадельфийский, святитель. Оглашения. Четвертому [после Пасхи] воскресному дню. Толкование чуда [исцеления] расслабленного (MD19) / пер. А.И. Сидорова // Альфа и Омега. 2005. №3 (44). С. 85-86).
[8] Лк. 15: 11-16.
[9] О дьяволе, как о заимодавце ср. "обличение самому себе и исповедь" св . Ефрема Сирина: "Диавол, злой заимодавец, не напоминает об отдаче; ссужает щедро, никак не хочет брать назад. Домогается только порабощения, а о долге не спорит; дает в долг, чтобы богатели мы страстями, и данного не взыскивает. Я хочу отдать, а он к прежнему еще прибавляет. Когда же принуждаю его взять, дает что-нибудь другое, чтобы видно было, что уплачиваю ему из его же ссуды. Обременяет меня новыми долгами, потому что прежние страсти истребляет другими, дотоле небывалыми. Старое, кажется, уплачено, а он вовлекает меня в новые обязательства страстей. Видит, что непрерывным пребыванием в долгу удостоверяет меня в том, что я грешен, и вводит в меня новые пожелания". – Ефрем Сирин, преп. Творения. Т. 1. М., 1993. С 312.
[10] Ср. слово Иоанна Златоуста против упивающихся и о воскресении: Христос "воскрес, расторгнув узы смерти. Адам согрешил — и умер; а Христос не согрешил, но также умер... Для чего? Для того, чтобы согрешивший и умерший мог чрез Несогрешившего и Умершего освободиться от уз смерти. Так бывает и в денежных делах: часто один бывает должником и, не имея возможности заплатить, содержится в узах, а другой, не будучи должником, но имея возможность заплатить, уплачивает и освобождает виновного. Так было и с Адамом; Адам сделался должником и был во власти диавола, но не имел возможности заплатить; Христос не был должником и не находился во власти диавола, но мог заплатить долг. Он пришел и заплатил смертью за того, кто был во власти диавола, чтобы избавить его" – Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1896. С. 475.
[11] Размышляя о грехе, святитель Феолипт не ограничивается только юридическими метафорами, как то: долг, вина, искупление, уплата. Слово "исцеление" относится скорее к "медицинской" лексике, что свидетельствует о том, что Филадельфийскому подвижнику не чуждо понимание греха и как вины, и как болезни.