[Обзор книги:] Каррикер Э. Библиотека Евсевия Кесарийского// Дополнения к серии Vigiliae Christianae. Том 67. (Carriker A. The Library of Eusebius of Caesarea// Supplements to VIGILIAE CHRISTIANAE.( Formerly Philosophia Patrum. Texts and Studies of Early Christian Life and Language. Editors: J. Den Boeft, J. van Oort, W.L. Petersen, D.T. Runia, C. Scholten, J.C.M. van Winden). Brill. Leiden-Boston. 2003. V. LXVII. 358 PP. ISBN 90-04-13132-9)
Библиотека Евсевия Кесарийского была одной из наиболее крупных и значительных библиотек христианской, античной и еврейской литературы. К сожалению, ее постигла участь многих древних библиотек. В этой книге автор попытался на основании трудов Евсевия и других источников реконструировать содержание библиотеки.
Статья

Книга представляет собой переработаное издание диссертации Эндрю Каррикера, защищенной им в Колумбийском университете. Членами диссертационного совета были Уильям В. Гаррис, Роджер С. Бэгнелл, Алан Камерон, Роберт Сомервилль и священник проф. Джон А. Макгакин.

         Целью книги является установление содержания библиотеки Евсевия в Кесарии Маритиме в Палестине. Основанная Оригеном для поддержания его библейских исследований и преподавания, библиотека обеспечила Евсевия материалами для его собственных научных занятий. Ее важность как христианского центра образования и учености заключается в ее собрании христианских и еврейских текстов, а также в собрании греческой литературы, главным образом философских и исторических работ. Евсевий жил в период перехода от языческого греко-римского мира к христианской Римской империи. Настоящее исследование библиотеки Евсевия ставит целью пролить свет на греческую христианскую культуру в момент этого перехода. Целью работы является исследование вопроса о том, какая литература была доступна в библиотеке, созданной и использовавшейся христианскими учеными в палестинской Кесарии в начале IV века во время, когда Константин стал единственным правителем Римской империи и даровал официальное покровительство Церкви.

         Не сохранилось никаких достоверных следов библиотеки Кесарии и в отличие от некоторых средневековых библиотек не сохранилось никакого каталога. Несмотря на ссылки Иеронима на эту библиотеку как bibliotheca Origenis et Pamphili, двух людей, которые одарили ее величайшим библиографическим богатством, современное исследование библиотеки в Кесарии должно сфокусироваться на библиотеке во время Евсевия, ученика Памфила, поскольку Евсевий обеспечил набольшим свидетельством о ее содержании в своих обширных сочинениях. Четыре из этих работ содержат наиболее важное свидетельство и обращают наибольшее внимание: Chronicon по историческим работам; и Historia Ecclesiastica по христианским и еврейским сочинениям; Praeparatio Evangelica по философским и историческим работам и Vita Constantini по современным ему документам. Главная задача этой книги заключается в том, чтобы реконструировать содержание библиотеки из цитат и ссылок в этих четырех работах. Некоторые из трудностей этой задачи состоят в том, использовал ли Евсевий первоисточники или литературу. Этому вопросу посвящена вторая глава книги.

         Кроме того, существует свидетельство второго порядка: (а) ссылки на работы Оригена, особенно написанные в Кесарии, как например, Contra Celsum, письма и De viris illustribus Иеронима, который пользовался кесарийской библиотекой в начале V века, и приписки, найденные в позднеантичных и средневековых манускриптах, которые могут быть прослежены к Кесарии. На основе этого свидетельства можно атрибутировать работы кесарийской библиотеки по отдельным датам. Часто это свидетельство будет подтверждать, что определенные работы были доступны в Кесарии.

         Обильные исследования современных ученых также могут помочь обнаружить индивидуальные источники, которые Евсевий использовал в различных книгах или частях книг. Не существует, однако, труда, касающегося общего содержания библиотеки. Эта книга ставит целью заполнить брешь в исследованиях фундаментальной проблемы того, какие книги могли находиться в библиотеке Евсевия. В 1954 во введении к критическому изданию Praeparatio Evangelica, Карл Мрас указал на необходимость исследования библиотеки Кесарии и далее свою собственную оценку содержания библиотеки. Согласно Мрасу, библиотека не содержала работ трагиков, комиков и лирических поэтов, а также никаких оригинальных работ стоиков и эпикурейцев, хотя она была богатой работами историков и поздних платоников.

         Книга будет полезна всем, кто интересуется историей древней Церкви и христианской литературы.

 

 

Содержание

Благодарности IX

Сокращения XI

Предисловие XIII

  • 1. Кесария и история библиотеки 1
  • 2. Использование источников Евсевием 37
  • A. Хронология жизни и трудов Евсевия 37
  • B. Использование Евсевием первоисточников 45

Приложение: фраза logoг (kat) °xei в Historia Ecclesiastica 63

  • C. Источники извне Кесарии 69
  • 3. Философские работы 75
  • A. Досократики 75
  • B. Другие авторы 77
  • C. Некоторые дополнительные философские работы, использовавшиеся Оригеном 125
  • 4. Поэтические сочинения и работы по риторике 131
  • A. Поэзия 131
  • B. Риторика 137
  • 5. Исторические работы 139
  • 6. Еврейская литература 155
  • 7. Христианская литература и документы 179
  • 8. Современные документы 279
  • A. Официальные документы в Historia Ecclesiastica 279
  • B. Материалы в Vita Constantini 286
  • 9. Полный перечень содержания библиотеки Евсевия 299

Библиография 317

Общий индекс 339

Индекс цитации 351

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9