Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета совместно с Введенским ставропигиальным мужским монастырём (Оптина пустынь) выпустило в свет книгу насельника Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Скарги) «Ремесло гимнографа».
Отношение к текстам православного богослужения в настоящее время неоднозначно. Продолжают выдвигать свои аргументы сторонники перевода богослужебных чтений и песнопений на русский язык, считающие, что церковнославянская лексика безнадёжно далека от современной речи и неспособна доносить до людей смысл церковных служб и молитв. Отрицать трудности в восприятии церковнославянского языка было бы неправомерно, но вместе с тем можно заметить и противоположную тенденцию: растущую потребность многих верующих в глубоком понимании смысла богослужения, стремление к осознанному восприятию традиционной церковной поэзии, раскрытию её красоты, гармонии, внутренней логики.
Гимнография — это сложное искусство, имеющее свои внутренние законы, основанные на вековой традиции и высочайших образцах. До сих пор нет и практических руководств по созданию богослужебных произведений в различных жанрах.
Труд иеромонаха Никона призван в некоторой мере восполнить этот недостаток. Он включает в себя подробный разбор структуры и содержания всех основных гимнографических жанров — подобнов, тропарей, стихир, канонов, акафистов. Автор посвящает современных гимнографов в тайны церковной поэтики (глава о риторических фигурах и поэтических тропах), помогает усвоить принципы символического языка гимнографии. Предостерегает от «модернизации» текстов, которая неизбежно связана с уставными ошибками, нарушением логики богослужебного последования. Отдельная глава посвящена музыкальной стороне богослужения, в том числе правилам выбора гласов и подобнов.
Книга может быть полезна не только современным гимнографам, но и специалистам в области литургики, студентам — будущим богословам, а также всем, кого интересует церковная поэзия.
--------------------
Иеромонах Никон (Скарга). Ремесло гимнографа. Методологические наброски. М.: Изд-во ПСТГУ, 2022. 228 с.: ил. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. ISBN 978-5-7429-1398-6.
Содержание:
Предисловие
Глава первая. Общая проблематика церковной гимнографии
- 1. Агиографический контекст в гимнографии
- 2. Проблема поэтики в гимнографии
- 3. Проблема типикарного характера
Глава вторая. Структура и содержание гимнографических жанров
- 1. Структура гимнографических жанров
- 1.1. Строение подобна
- 1.2. Схема строения подобна
- 1.3. Строение тропарных жанров: тропаря, седальна и кондака
- 1.4. Строение светильна
- 2. Содержание гимнографических жанров
- 2.1. Содержание стихир
- 2.2. Содержание тропарных жанров
- 2.3. Содержание икоса
- 2.4. Содержание светильна
- 3. Гимнографический макрожанр — канон
- 3.1. Структура канона
- 3.2. Схема строения песни канона
- 3.3. Содержание канона
- 4. Акафист
- 4.1. Структура акафиста
- 4.2. Содержание акафиста
Глава третья. О риторических фигурах и поэтических тропах
- 1. Особенности древнееврейской поэзии
- 2. Риторические фигуры
- 3. Тропы
Глава четвертая. Символический язык гимнографии. Экзегеза Священного Писания
- 1. Герменевтические принципы в гимнографии
- 2. Экзегетический метаязык гимнографии
Глава пятая. Музыкальная экзегеза
- 1.O закономерности выбора подобнов и музыкальной «одежде» слова
- 2.O мнемотехнической и анамнестической функции подобнов
- 3. Таблица подобнов М. А. Моминой и пояснения к ней
Послесловие
Приложения
- Толкование гласов в «Азбуке певчей»
- Характеристика гласов в Толковом Типиконе, составленная М. Скабаллановичем, профессором Киевской духовной академии
- Толкование на гласы Анании Нарекаци
- К вопросу о второй песни песенного канона
Библиография
Источник: Monasterium.ru