Современная миротворческая миссия Русской Православной Церкви на Ближнем Востоке
Портал Богослов.Ru публикует текст выступления секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по делам дальнего зарубежья протоиерея Сергия Звонарёва на IX заседании Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие – Ислам» «Пути и значение достижения взаимопонимания между Православием и Исламом», прошедшей 25–26 августа 2014 года в Тегеране (Иран). Данный материал освещает активную деятельность, проводимую РПЦ с целью принести мир и согласие в жизнь стран, участвующих в вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке.
Статья

Регион Ближнего Востока является особенным для всей человеческой семьи. Он – колыбель человеческой цивилизации, из которой вышли многочисленные народы, в которой родились мировые культуры и религии. На этой земле закладывались основы религиозного мировоззрения, политического и экономического устройства общества. Недаром достижения древних цивилизаций Междуречья, Вавилонского и Ассирийского царств доныне поражают высоким уровнём социального обустройства, культуры и технологий.

Этому региону мира было суждено принадлежать не одному народу и не стать территорией только одного государства, но разным нациям, религиям и странам. В таком соседстве, порождающем взаимодействие и взаимопроникновение целых культур, формировалась уникальная система мирных отношений между достаточно разными людьми.

Ближний Восток исторически привлекал к себе взоры властителей, учёных мужей, торговцев и простых обывателей из отдалённых стран Европы, Азии и Африки. Этому способствовали свидетельства духовной и материальной культуры, рассказы путешественников. Ближний Восток является особым местом для христианства, ислама и иудаизма, поскольку именно здесь протекали основные события библейской и евангельской истории, рождения и распространения ислама.

Верующие Русской Церкви с первых веков становления Православия на Руси посещали Святую Землю, освящённую жизнью и искупительным подвигом Иисуса Христа. Со временем в нашем народе развилась традиция паломничества в Иерусалим и палестинские земли, которая стала проявлением особого благочестия и важнейшим событием в жизни христианина. Посредством таких путешествий устанавливались связи между народами Древней Руси и жителями ближневосточного региона. Они всё больше узнавали о вере, традициях и обычаях друг друга, становились ближе.

Однако особое положение и привлекательность Ближнего Востока, в первую очередь с позиции природных ресурсов и геополитики, становились причиной войн и конфликтов как междоусобных, так и с привлечением внешних сил. Говоря о нашем времени и сравнительно недавнем прошлом, обострение военных противостояний пришлось на середину и вторую половину XX века и, к сожалению, продолжается поныне. Не поддаётся точному подсчёту количество погибших и раненых в локальных вооружённых столкновениях. Огромное число поломанных человеческих судеб и семей, понёсших тяжёлую утрату родных и близких, годами наживаемого имущества, урон добрососедским отношениям народов не могли оставить Русскую Православную Церковь, христианские, мусульманские и иудейские ближневосточные общины в стороне от происходящих трагических событий. Все они возвышали свой голос в поддержку мира и спокойствия в регионе, призывали противоборствующие стороны отказаться от языка насилия и сесть за стол переговоров, найти приемлемые справедливые основания для дальнейшего мирного сосуществования народов Ближнего Востока.

Миротворческие усилия Московского Патриархата на Ближнем Востоке продиктованы евангельским учением о стремлении к миру как одной из основополагающих ценностей человеческого рода. Миротворчество присуще Церкви как одна из важнейших миссий её служения в окружающем мире. Содействие утверждению мирного сосуществования между людьми опирается на Священное Писание и Предание Церкви, подтверждено историческим опытом бытия Церкви.

Мир является даром Божиим и благословением от Господа. «Господь благословит народ Свой миром» (Пс. 29, 11), можем мы найти у псалмопевца Давида. Другой ветхозаветный пророк Исайя восклицает: «Господи! Ты даруешь нам мир» (Ис. 26, 12). Христос благословляет Своих учеников «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27). Перенимает это благословение апостол Павел, жизнь и служение которого были тесно связаны с древней Антиохией, и, в свою очередь, благожелает верующим: «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем» (2 Фес. 3, 16).

В основании церковного миротворчества лежит любовь к человечеству как венцу творения Божия, стремление защитить священный дар жизни, заповеданные Иисусом Христом: «…Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37-39; Мк. 12, 30-31; Лк. 10, 27). Призыв к миротворчеству как неотъемлемой составляющей нравственного роста и совершенствования человека содержится в Нагорной проповеди Иисуса Христа, где среди заповедей блаженств упоминается следующая: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9). О значении воплощения в жизни христианина этой заповеди свидетельствует обещанное сыновство, как теснейшее отношение между человеком и Богом.

Данная заповедь была воспринята апостолами и передана первым христианским общинам и всем последующим поколениям христиан. Апостол Павел побуждает «искать того, что служит миру» (Рим. 14, 19), «обуть ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6, 15), а апостол Пётр призывает: «…ищи мира и стремись к нему» (I Пет. 3, 2). Вся апостольская проповедь проходила под знамением мира.

Стремление христиан к мирному устройству жизни на земле является предуготовлением к вечной жизни в Царствии Небесном, поскольку «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Апостол Павел причисляет вражду, ссоры, зависть, гнев, распри, ненависть, убийства к делам плоти, предупреждая, что «поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5, 19-21).

Способность сопереживать происходящему во взаимоотношениях между людьми, объединёнными в этнические группы и нации, свидетельствует о сопричастности христиан окружающему миру, является выражением их религиозных чувств. Христиане не отчуждены от окружающей действительности, но призваны содействовать её нравственному преображению. Это предполагает вовлечённость Церкви в мирные инициативы там, где льётся кровь, гибнут и страдают люди. При этом она не разделяет терпящих скорби людей по национальному или религиозному признаку, но одинаково открыта для помощи всем нуждающимся в ней.

Поводом для активных миротворческих усилий нашей Церкви на земле евангельской истории стали военные конфликты между израильтянами и палестинцами в середине – второй половине прошлого столетия, которые то затихали, то разгорались с новой силой. Причинами вооружённых столкновений становились неурегулированность статуса Иерусалима, оспаривание границ размежевания между евреями и арабским населением, суверенитета в отношении мест религиозного поклонения. Священноначалие Московского Патриархата не раз призывало противоборствующие стороны к прекращению насилия, поиску дипломатических путей достижения справедливого мира, а также делало конкретные предложения по устранению причин конфликтов. Так, в ходе поездки Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Святую Землю в июне 1997 года и встреч с премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху и мэром Иерусалима Йехудом Ольмертом Предстоятель Русской Церкви призвал власти Израиля к скорейшему примирению народов, населяющих Святую Землю, через диалог и взаимопонимание. Он отметил, что недопустимо любое насилие, имеющее целью решить проблемы одного народа за счет другого[1].

Знаковым событием стало проведение в Москве 11 октября 2000 года в здании Российской академии наук конференции «Святая Земля и российско-палестинские отношения: вчера, сегодня, завтра». Форум был организован при поддержке Русской Православной Церкви совместно с Российской академией наук и Посольством Государства Палестина в Российской Федерации. В конференции приняли участие православные, мусульманские и иудейские религиозные деятели, дипломаты, ученые, представители общественных организаций. В своём итоговом документе участники московской встречи призвали немедленно остановить волну насилия и прекратить боевые действия, провести под эгидой мирового сообщества анализ последних столкновений и их причин, а после этого вести диалог по поиску мирных путей выхода из сложившейся конфликтной ситуации[2].

В выступлении на вышеупомянутом форуме митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, нынешнего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, прозвучала заинтересованность в «объединении усилий Русской Церкви с религиозными лидерами ислама, иудаизма, инославного христианства для содействия урегулированию всех споров, существующих вокруг святых мест, и для поддержания мирного и гармоничного климата вокруг них»[3]. По его словам, «в каком-то смысле от решения ближневосточного конфликта зависит эффективность межрелигиозного сотрудничества и способность монотеистических религий сообща воздействовать на развитие современной цивилизации. Ибо если религии не смогут сообща преодолеть противоборство во святом граде между своими последователями, то будут ли их слова убедительны для светского общества?»[4].

            Обострение ситуации в отношениях между Израилем и Палестиной весной 2002 года вновь заставило Русскую Церковь предпринять шаги, направленные на деэскалацию насилия. Положение дел в то время обострилось тем обстоятельством, что под угрозой оказалась величайшая святыня христианства – храм Рождества Христова в Вифлееме. Возникла реальная опасность втягивания Русской Церкви в конфликт не как миротворца, а одной из его сторон наряду с противоборствующими силами. Причиной этого стало занятие Дома паломника и прилегающей территории в Вифлееме, расположенных вблизи храма Рождества Христова и принадлежащих Русской Церкви, израильскими войсками. Последние развернули на церковной земле вооружения и начали обстрел палестинцев, укрывшихся в здании храма. Израильскими властями было принято решение о продолжении блокады храма до полной сдачи находящихся в нём палестинцев. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своём письме от 2 апреля 2002 года выразил руководству Израиля решительный протест, требуя немедленного вывода израильских войск с церковной территории[5]. С просьбой о помощи в содействии преодолению обострившейся ситуации в тот же день были направлены обращения Предстоятеля Русской Церкви Президенту России Владимиру Путину, Президенту США Джорджу Бушу и Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану[6].

В заявлении Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви прозвучал призыв остановить боевые действия и вернуться за стол переговоров. Палестинская сторона, по словам священноначалия, должна безоговорочно прекратить террористические акты против мирных людей, а Израиль — вывести войска из арабских городов, вернуть палестинскому лидеру свободу общения с миром и со своими соотечественниками[7]. В упомянутом заявлении также содержалась убеждённость в необходимости повышения степени вовлечённости мирового сообщества в мирный процесс на Ближнем Востоке в том случае, если стороны конфликта не будут проявлять воли к миру или окажутся не в состоянии справиться с острой ситуацией[8]. Призыв к миру на Святой Земле содержался и в специальном заявлении Президиума Межрелигиозного совета России[9]. Ситуация вокруг храма Рождества Христова в Вифлееме вызвала мощный резонанс в мире, в первую очередь среди христианских Церквей. Главы и высокие представители Поместных Православных Церквей обратились к руководству Израиля и в международные организации с просьбами сделать всё возможное для отвода солдат от священного места, не допустить гибели людей.

Благодарение Богу, призывы Православных Церквей были услышаны: противоборствующим сторонам удалось тогда найти выход из конфликта, начав перемирие и последующий диалог.

Впрочем, достигнутый мир оказался довольно зыбким, и последующие годы были омрачены вооружённым противостоянием израильтян и палестинцев, временами приобретавшим особо острые формы. Последним по времени рецидивом стал конфликт противоборствующих сторон, начавшийся 8 июля 2014 года и поводом к которому послужило убийство нескольких учеников иудейской школы, а также последующая расправа над арабским подростком. Очередная эскалация насилия породила операцию израильской армии «Несокрушимая скала», в ходе которой погибли свыше двух тысяч человек в секторе Газа. Вооружённое противостояние унесло и жизни израильтян.

На протяжении всех лет палестино-израильского военного конфликта Русская Православная Церковь продолжала оставаться участником миротворческого процесса на Святой Земле. Сообща со всеми заинтересованными силами она последовательно отстаивала право на мирную жизнь её населения. В этой связи стоит упомянуть заседание исполнительного комитета Европейского совета религиозных лидеров (ЕСРЛ), которое прошло 22-23 марта 2004 года в Москве и собрало видных религиозных деятелей Европы. Русская Церковь является одной из основательниц этой европейской межрелигиозной организации, целями которой в том числе является предотвращение конфликтов, утверждение мирного сосуществования и содействие примирению между народами. Исполком ЕСРЛ по результатам заседания принял коммюнике, в котором выразил соболезнования всем пострадавшим от терроризма в Израиле и на всем Ближнем Востоке. По убеждению участников московской встречи, «политика внесудебных казней и непрекращающиеся акции террористов-смертников могут привести к эскалации конфликта между Израилем и Палестиной и уничтожить надежду на мирное урегулирование»[10]. Собравшиеся также призывали всех церковных лидеров региона: мусульман, иудеев и христиан, взять на себя ответственность за создание необходимых условий для возобновления мирного процесса[11].

К сожалению, география военных конфликтов не ограничивалась Израилем и Палестиной, но включала в себя и другие страны Ближнего Востока. Локальные войны второй половины XX века уносили человеческие жизни, разрушали города и селения, ослабляли государства, разрушали сформировавшийся предшествующими десятилетиями баланс сил в регионе. Всё это способствовало тому, что уже в начале XXI века Ближний Восток стал самым горячим и опасным местом на планете. Мировые державы видели в регионе привлекательный источник дешёвого природного сырья, в первую очередь нефти, контроль над которым мог бы позволить существенно влиять на мировой энергетический рынок, принятие геополитических решений. Так была предрешена участь Ирака, обвинённого в создании оружия массового поражения. В результате внешнего, в том числе военного вмешательства со стороны США и их союзников был свергнут политический режим С. Хуссейна. Сам политический лидер был казнён, а страна погрузилась в пучину гражданской войны и хаоса.

В самом начале ухудшения международной ситуации вокруг Ирака Русская Православная Церковь, уже имевшая опыт участия в разрешении локальных и региональных конфликтов, в том числе в странах Ближнего Востока, высказала опасения, что военное вмешательство в дела суверенной страны приведет к гибели мирных жителей, а его последствия послужат дестабилизации всего региона. Об этом 6 марта 2003 года заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на встрече с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Ирак в Российской Федерации Аббасом Халафом[12].

Стремительное ухудшение ситуации в Ираке побудило Московский Патриархат направить 17-18 марта 2003 года совместно с мусульманскими общинами России и Беларуси совместную делегацию в Багдад. В ходе миротворческой миссии члены делегации встретились с представителями высшей государственной власти страны и вознесли молитвы в храмах и мечетях о даровании мира иракской земле.

17 же марта, после совершения торжественного богослужения по случаю празднования 700-летия со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод Русской Православной Церкви выступили с заявлением в связи с угрозой иностранного военного вторжения в Ирак. В тот же день Его Святейшество направил письма Президенту США Джорджу Бушу и Премьер-министру Великобритании Тони Блэру с призывом предотвратить военную операцию в Ираке.

Применение силы со стороны американской армии и вооружённых сил союзников на территории суверенного государства без учёта мнения международного сообщества под предлогом противодействия распространению оружия массового поражения, факт создания которого так и не был доказан, порождало опасный прецедент, подрывало основы международного права, десятилетиями складывавшейся системы международных организаций, призванных гарантировать глобальный мир и безопасность. В сложившейся ситуации Московский Патриархат осудил планы иностранного военного вмешательства и призвал правительство Соединённых Штатов Америки и их союзников избрать путь мира в условиях, когда продолжают сохраняться ненасильственные способы разрешения напряжённости вокруг Ирака. В вышеупомянутом заявлении Святейшего Патриарха и Священного Синода было отмечено, что «наша Церковь поддерживает усилия правительств, духовных и общественных лидеров различных стран, выступающих против вооруженной операции, и отвергает предпринимаемые попытки оправдать эту войну. Мы призываем народы мира остановить военные приготовления вокруг Ирака, не допустить пролития крови невинных»[13].

Поддержку миротворческих усилий Русской Православной Церкви в отношении Ирака оказали Церкви и религиозные общины США и Европы, в частности, Национальный Совет Церквей Христа (НСЦХ) в США и Конференция Европейских Церквей (КЕЦ). По результатам поездки делегации американских и европейских Церквей в Берлин, Париж, Лондон и Рим в феврале 2003 года, встреч с руководством и представителями европейских стран, а также Церквей, от имени межхристианских организаций – Всемирного Совета Церквей, КЕЦ, НСЦХ в США и Ближневосточного Совета Церквей были подписаны и направлены в адрес Президента США Джорджа Буша заявления и обращения, осуждающие планы военной операции[14].

Уже с началом иностранного военного вторжения войск коалиции в Ирак, возглавляемой США и Великобританией, стал очевиден масштаб надвигающейся на страну угрозы. Святейший Патриарх Алексий II в своём заявлении от лица Русской Православной Церкви обратился к правительствам стран антииракской коалиции с призывом остановить кровопролитие, сделать всё возможное, чтобы не допустить разрастания военных действий и возобновить мирный переговорный процесс[15].  Неделю спустя Предстоятель Русской Церкви в своем открытом письме Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану отметил, что в условиях разрастающейся гуманитарной катастрофы в Ираке авторитетная международная организация не может находиться в стороне от происходящих событий, а её важной задачей должно стать незамедлительное прекращение войны, активное участие в мирном урегулировании и строительстве нормальной жизни на Ближнем Востоке[16].

Пророческим оказалось опасение священноначалия Русской Церкви, что война в Ираке принесёт смерть, боль и страдания огромному числу мирных жителей, приведёт к появлению многих тысяч беженцев, взорвёт ситуацию на Ближнем Востоке, создаст угрозу для мира и стабильности на планете[17]. Последующие события с лихвой оправдали эти опасения. Потери среди мирного населения в Ираке до сих пор не поддаются точному учёту. По разным данным, за годы иностранной военной агрессии в Ираке погибло от ста тысяч до нескольких сотен тысяч человек, многие тысячи семей лишились крова и стали беженцами. Иракская трагедия стала гуманитарной катастрофой. Только христианское население страны сократилось в десять раз (по оценкам экспертов с 1,5 миллионов человек до 150-250 тысяч человек). Был нанесён сокрушительный удар по христианскому присутствию в стране, история которого уходит корнями в первые века христианской эры.

            Подрыв основ государственного управления, межнациональных и межрелигиозных отношений, разрушение социальной сферы, отсутствие гарантий личной безопасности и сохранности имущества породили в Ираке атмосферу неразберихи и хаоса. Этим обстоятельством воспользовались радикалы и уже в июне 2014 года экстремистская организация «Исламское государство Ирака и Леванта», боевики которой воевали на стороне сирийской оппозиции, начала крупномасштабное наступление на севере Ирака, захватывая одну за другой внутренние территории страны. Ещё более опасным стало пребывание на иракской земле христиан и традиционных мусульман, что породило новые волны беженцев и вынужденных переселенцев. В результате перехода под контроль боевиков расположенных на севере Ирака городов Мосул и Каракош, где ещё продолжали проживать христиане, последние под угрозой расправы вынуждены были покинуть свои дома. Христианские храмы были разрушены или превращены в мечети. В специальном заявлении по этому поводу Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата говорилось следующее: «Жестокая агрессия против христиан в Ираке приобрела системные формы, превратившись в подлинный геноцид. Идеологи так называемого «Исламского государства» реализуют задачу тотального истребления или изгнания христиан с занятых ими территорий, совершая массовые убийства, насильственно депортируя людей, лишая их всего имущества»[18]. И далее: «Террор экстремистов против христиан и представителей других религий в Ираке заслуживает решительного осуждения. Московский Патриархат призывает все задействованные политические силы и людей доброй воли приложить максимум усилий для защиты религиозных меньшинств в Ираке. Исчезновение древнейшего христианского присутствия будет иметь далеко идущие, катастрофические последствия для всего региона. Мы выражаем солидарность с нашими страждущими братьями и сестрами во Христе и надеемся, что международным сообществом будут приняты все необходимые меры для спасения христианской общины Ирака»[19].

Трудно предположить дальнейшее развитие ситуации в Ираке. Однако эксперты сходятся во мнении, что системная дестабилизация страны далека от своего завершения, прогнозируя распад страны на несколько враждующих друг с другом территорий.

Подлинным вызовом для народов и правительств стран Ближнего Востока явилась так называемая «арабская весна», последствия которой стали настоящей зимой для коренного населения региона, и в первую очередь христиан. Общественно-политические изменения и порождаемые ими беспорядки и столкновения вспыхнули сначала на севере Африки. Не без участия внешних сил они быстро привели к свержению политических режимов и их лидеров в Ливии и Египте. Власть в этих странах захватили экстремисты. Произошёл слом системы общественных отношений, межнационального и межрелигиозного согласия, обеспечивающей мирное сосуществование различных социальных групп и религий. Ситуация в Северной Африке положила начало затяжному общественному и политическому кризису, привела к хаосу и неопределённости. Со временем «арабская весна» перекинулась и на Ближний Восток, породив один из самых кровопролитных и ужасающих по своим последствиям гражданских конфликтов последних десятилетий – войну в Сирии.

 Военные действия на территории Сирии начались в марте 2011 года, став развитием  гражданского протеста в стране. В июне 2012 года вооруженный конфликт в Сирии был официально признан Организацией Объединённых Наций гражданской войной. Однако очень скоро военные действия приобрели интернациональный характер, поскольку на стороне сирийских повстанцев стали сражаться многочисленные наёмники и боевики как из ближневосточных стран (уже упомянутое выше «Исламское государство Ирака и Леванта»), так и из стран других регионов мира, в том числе из Европы, Азии и Африки. Жертвами войны, по официальным данным ООН, стали около 100 тысяч человек. Свои дома в Сирии были вынуждены покинуть более 4,5 миллионов человек, многие из которых бежали в Ливан, Иорданию и даже в разрушенный в результате военной агрессии Ирак, а также в другие страны Ближнего Востока, Европу и Северную Америку. В охваченной войной стране боевиками велось планомерное уничтожение христианства, положение которого стало катастрофическим: десятки тысяч христиан были убиты и ранены, сотни тысяч христиан лишились своих домов и были вынуждены оставить свое отечество, десятки христианских храмов и монастырей страны в ходе боёв подверглись разрушениям и осквернению религиозными радикалами. Трагичность ситуации заключается  в том, что христианство на земле древней Антиохии распространялось с первых веков. Именно в Антиохии последователей Иисуса Христа стали впервые называть христианами. Эта земля породила выдающихся отцов Церкви, множество святых, внесла исторический вклад в формирование Вселенского Православия. Доныне на сирийской земле несёт своё служение Антиохийский Патриархат, вместе со своей паствой претерпевая все испытания.

Вопиющие нарушения основополагающих прав человека на жизнь, неприкосновенность жилища, свободу вероисповедания, гибель мирного населения, появление значительного числа беженцев и другие признаки полномасштабной гуманитарной катастрофы стали толчком к вовлечению Русской Православной Церкви в миротворческий процесс в Сирии. Московский Патриархат занял активную позицию по оказанию всесторонней поддержки поиску путей мирного урегулирования в стране, в том числе на международном уровне, а также оказанию гуманитарной помощи страждущему сирийскому народу.

В то время, когда гражданское противостояние в Сирии только начинало усиливаться, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в ноябре 2011 года, совершил в эту страну, а также соседний Ливан визит, который в традиции Православных Церквей принято именовать «мирным». Предстоятель Русской Церкви провёл встречи с приснопамятным Блаженнейшим Патриархом Великой Антиохии и всего Востока Игнатием, политическим руководством Сирии, христианскими и религиозными лидерами страны, а также соотечественниками, проживающими на сирийской земле. Святейший Патриарх выразил поддержку поиску мирных путей преодоления гражданского конфликта, выступил в поддержку людей, оказавшихся жертвами эскалации насилия в стране. Позже, вспоминая обстоятельства этой поездки на встрече с делегацией сирийских иерархов, присутствовавшей на торжествах в честь преподобного Сергия Радонежского 8 октября 2013 года в Троице-Сергиевой Лавре, Первосвятитель отметил, что «тогда еще была надежда, что все можно остановить. А сегодня конфликт разросся до огромных масштабов»[20]

Архиерейский собор Русской Православной Церкви на своём заседании 5 февраля 2013 года в Москве принял Постановления, в которых выражалась глубокая обеспокоенность членов Собора резким ухудшением положения христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке[21]. Соборяне признали угрозу того, что исчезновение христианства в тех землях, где оно существует на протяжении двух тысячелетий и где происходили основные события Священной истории, станет духовной и исторической трагедией[22].

Вызовом всему религиозному сообществу Сирии, ближневосточного региона и мира стало похищение двух сирийских иерархов – митрополита Алеппского Павла (Антиохийская Православная Церковь) и митрополита города Алеппо мар Григория Иоанна Ибрагима (Сирийская Ортодоксальная Церковь). Инцидент произошёл 22 апреля 2013 года на северо-востоке Сирии. В связи с произошедшим Предстоятель Русской Православной Церкви незамедлительно направил письма Президенту России Владимиру Путину, Президенту Соединенных Штатов Америки Бараку Обаме, Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Пан Ги Муну, Председателю Правительства Турецкой Республики Реджепу Тайипу Эрдогану с просьбой предпринять все возможные усилия для освобождения пленников[23].

Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата в своем специальном заявлении выразил крайнюю озабоченность в связи с похищением сирийских иерархов, попирающим чувства верующих и направленным на эскалацию вооруженного противостояния в Сирии[24]. В заявлении также прозвучал призыв к христианам сплотиться в молитве о захваченных архиереях, а ко всем сторонам гражданского противостояния в Сирии и представителям мирового сообщества — приложить все возможные усилия для немедленного освобождения плененных иерархов, ради скорейшего прекращения страданий сирийского народа и восстановления мира на сирийской земле[25].

7 июня 2013 года в Женеве на полях 23-й сессии Совета ООН по правам человека состоялась конференция «Сирия: путь к миру», соорганизатором которой выступило Императорское православное палестинское общество. В работе форума принял участие представитель Русской Православной Церкви. По итогам конференции было принято решение направить в Совет ООН по правам человека обращение с призывом приложить все возможные усилия для скорейшего и благополучного освобождения сирийских митрополитов из плена[26]. Такой же призыв прозвучал и в совместном заявлении Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, собравшихся в Москве на торжества в честь 1025-летия Крещения Руси[27]. На состоявшейся 25 июля 2013 года встрече в Кремле текст упомянутого заявления был передан Святейшим Патриархом Кириллом Президенту России Владимиру Путину. Позже, 9 марта 2014 года – в Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, Предстоятели и представители Православных Церквей, собравшиеся в Константинополе по приглашению Вселенского Патриарха Варфоломея, в своём послании потребовали немедленного освобождения плененных архиереев, а также подвергнутых к тому времени той же участи других сирийских священнослужителей и монахинь обители святой Феклы в древней Маалюле[28]. Необходимость эффективных действий с целью немедленного освобождения всех похищенных в Сирии была подчёркнута и в совместном заявлении Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Иоанна Х и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 30 января 2014 года[29].

К сожалению, усилия Русской Православной Церкви по освобождению заложников, выразившиеся в обращениях и заявлениях её священноначалия, проведении встреч официальных церковных представителей с дипломатами стран, от позиции которых зависит развитие ситуации в Сирии, и даже представителями сирийской оппозиции, а также действия других Поместных Православных Церквей не увенчались успехом. Пленённые сирийские митрополиты до сих пор находятся в неизвестном месте, и от них не поступает вестей.

Очередной виток международной напряжённости вокруг Сирии был порождён угрозой иностранного военного вмешательства во внутренний сирийский конфликт, спровоцированной применением химического оружия в ходе военных столкновений между сирийской армией и вооружённой оппозицией, от которого пострадали мирные жители.

Русская Православная Церковь, памятуя последствия иностранной военной агрессии в Ираке, с появлением планов повторения подобного сценария в Сирии со стороны США и крупных региональных держав выступила против таких попыток. 10 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил Президенту Соединённых Штатов Америки Бараку Обаме послание, в котором выразил глубокую тревогу и озабоченность в связи с подготовкой военных ударов армии США по Сирии и призвал американского президента «прислушаться к голосам религиозных лидеров, единодушно выступающих против военного вмешательства в сирийский конфликт, и содействовать скорейшему началу мирных переговоров»[30]. Также и Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви, собравшийся на заседание в Свято-Троицком соборе г. Торонто, в своем заявлении от 9 сентября 2013 года осудил приготовления к вооружённому вторжению на сирийскую землю, призвав «всех верных чад Русской Зарубежной Церкви к усиленной молитве за мир в Сирии и на всем Ближнем Востоке, за всех гонимых и страждущих за веру Христову, за родственников пострадавших, души свои положивших за Бога, Церковь и ближних»[31]. В своем комментарии о происходящем в Сирии и в международном пространстве вокруг этой страны Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион заявил, что мировое сообщество в лице очень многих политических и практически всех религиозных лидеров выступило против инициативы США нанести удары с воздуха по Сирии[32]. По словам иерарха, «единодушие религиозных лидеров в данном вопросе показывает, что нет другого решения сирийского вопроса, кроме как через мирные переговоры, через политическое урегулирование. Нанесение военных ударов по стране неизбежно приведет к человеческим жертвам и не сможет решить или помочь решить те проблемы, в результате которых сейчас происходит война в Сирии»[33].

В результате единодушного неприятия идеи иностранного военного вмешательства во внутрисирийский конфликт мировыми религиозными общинами и их лидерами, в том числе Русской Православной Церковью, отсутствия консенсуса среди мировых держав, а в наибольшей степени – дипломатических усилий России, сумевшей предложить международному сообществу выход из сложившейся ситуации, планы военной агрессии были приостановлены.

Взоры мировой общественности были прикованы к налаживанию прямого внутрисирийского диалога по поиску взаимоприемлемых путей выхода из затяжного политического кризиса в Сирии, который на международном уровне продвигала Россия. В ходе переговоров российских дипломатов с сирийскими и американскими властями, международными структурами удалось достичь договорённости о проведении конференции, получившей название «Женева – 2» и объединившей как представителей официального Дамаска, так и сирийской оппозиции, а также международного сообщества. Конференция открылась 22 января в швейцарском городе Монтрё. Накануне работы конференции в адрес её участников обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который от имени Русской Православной Церкви призвал сделать все возможное для немедленного и безусловного прекращения боевых действий в Сирии, начала общесирийского диалога, в котором могли бы принять участие все политические силы и гражданское общество[34]. По мнению Предстоятеля Русской Церкви первоочередным шагом, направленным на достижение мира и стабильности в стране, должно стать освобождение заложников, среди которых продолжали оставаться сирийские иерархи и монахини монастыря святой Феклы в Маалюле[35]. Его Святейшество также призвал людей доброй воли приложить максимальные усилия, чтобы остановить эскалацию насилия в Сирии, прекратить интервенцию террористических и экстремистских группировок, их финансовую и вооруженную поддержку извне, дать народу Сирии возможность самостоятельно избрать путь, которым ему идти дальше, а людей, чьи руки обагрены кровью мирных жителей, одуматься и немедленно прекратить беззаконие[36]. Через несколько дней, 26 января, к участникам швейцарской встречи обратились с совместным посланием Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн X[37].

В адрес членов делегаций конференции по сирийскому урегулированию «Женева–2» направили своё обращение и участники консультаций, состоявшихся 15–17 января 2014 года в штаб-квартире Всемирного совета церквей в Женеве по инициативе Генерального секретаря ВСЦ доктора Олафа Твейта. На собрании, обсуждавшем пути мирного урегулирования сирийского кризиса, присутствовали представители церквей-членов ВСЦ, в том числе Русской Православной Церкви, а также Римско-Католической Церкви. В обращении христианских деятелей содержался призыв к немедленному прекращению боевых действий, обеспечению мира, территориальной целостности и независимости Сирии. Представители Церквей особо отметили, что все группы сирийского общества должны быть включены в процесс поиска путей дальнейшего развития страны, установления прочного мира и безопасности[38].

 Вовлечённость Русской Православной Церкви в миротворческий процесс в Сирии помимо молитвенной поддержки, требований к прекращению насилия в стране и призывов к установлению мирного диалога включала в себя и оказание гуманитарной помощи. Переход от моральной поддержки и солидарности к конкретным делам милосердия стал очевидным после того, как серьёзно ухудшилась гуманитарная ситуация в стране. Русская Православная Церковь исторически помогала христианам Востока, откликаясь на их нужды. Не могла она остаться в стороне и в дни страданий сирийского народа в условиях кровопролитной гражданской войны, лишавшей людей крова над головой и обрекавшей на бегство и скитания.

22 марта 2013 года Императорское православное палестинское общество по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, при участии  Русской Православной Церкви и при содействии Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии, объявило сбор гуманитарной помощи сирийскому народу. С 31 марта помощь начала поступать на специальные пункты, расположенные в Марфо-Мариинской обители и в Новоспасском монастыре города Москвы. К 12 апреля 2013 года, когда завершилась акция по сбору помощи, удалось собрать около 70 тонн груза, в том числе более 20 тонн муки, сахара, соли, круп на сумму около миллиона рублей, около 30 тонн медикаментов и перевязочных материалов. На открытый счет для пожертвований было перечислено более трех миллионов рублей. Собранный гуманитарный груз был отправлен в Дамаск для передачи Блаженнейшему Патриарху Антиохийскому и всего Востока Иоанну X, а также Верховному муфтию Сирии Ахмаду Бадр-эд-Дину Хассуну.

25 июня 2013 года Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с обращением в связи с трагическими событиями в Сирии, призвав верующих к молитве о прекращении войны на сирийской земле, а также к оказанию помощи страждущему сирийскому народу[39]. Обращением был начат сбор средств в храмах Русской Церкви для нужд пострадавших от войны сирийцев. Пожертвования поступали от епархий, приходов и монастырей, а также мирян из разных регионов России: от Калининграда до Владивостока, от Мурманска и Пскова до Оренбурга и Волгограда. Благотворительная акция вышла за пределы России: денежные средства поступали из Армении, Германии, Израиля, Италии и других стран. Всего собрано 1 320 407 долларов США, которые и были переданы Антиохийскому Патриархату для оказания помощи пострадавшим от военных действий в Сирии. На встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X, состоявшейся 25 января 2014 года в Патриаршей и Синодальной резиденции Свято-Данилова монастыря города Москвы, Предстоятель Русской Церкви отметил, что собранная помощь не является какими-то специальными пожертвованиями со стороны богатых людей или корпораций, но жертвой простых людей, многие из которых далеко не богаты. Это обстоятельство, по мнению Его Святейшества, свидетельствует о том, что страдания сирийского народа близки сердцам верующих Русской Церкви[40].

Всего в результате совместных благотворительных акций было подготовлено и отправлено десять бортов самолётов Министерства по чрезвычайным ситуациям России с гуманитарной помощью, которая распределялась среди всего сирийского населения – христиан и мусульман.

Происходящее в наши дни на Ближнем Востоке заставляет с озабоченностью смотреть в будущее этого региона, проблемы которого давно перешагнули его границы и стали болью всего мирового сообщества. Тревожное развитие общественно-политической ситуации в странах Ближнего Востока, подогреваемое внешними силами и порождающее военные конфликты, побуждает религиозные общины становиться активными участниками миротворческого процесса в регионе. В разделяемом противоречиями человеческом сообществе именно религии должны взять на себя основное бремя умиротворения враждующих, предлагать пути выхода из конфликтных ситуаций, в опоре на вероучение и опыт созидательной деятельности религиозных общин.

Ближний Восток имеет особое значение для Русской Православной Церкви и мусульманской общины Ирана. Страдания населения этого региона мира воспринимаются нами как свои собственные, а потому и сотрудничество между нами представляется естественным. Мы призваны к тому, чтобы солидарными усилиями содействовать установлению долгожданного мира на ближневосточной земле, всемерно приближать тот благословенный час, когда перестанут звучать выстрелы и взрывы на улицах городов и селений, гибнуть мирные жители, а беженцы смогут вернуться в свои дома. В этом наша вера, и на этом зиждется наша надежда.



[1] Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Святую Землю. // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. № 9. 1997. С. 2.

[2] Итоговый документ конференции «Святая Земля и российско-палестинские отношения: вчера, сегодня, завтра». 26.11.2000 г. http://www.mospat.ru/archive/nr010115.htm

[3] Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла «Русская Церковь и Святая Земля: духовные связи, забота о мире». 11.10.2000 г. http://www.mospat.ru/archive/nr010116.htm

[4] Там же.

[5] В Вифлееме израильскими войсками занято здание, принадлежащее Русской Православной Церкви. 4.04.2002 г. http://www.mospat.ru/archive/nr204022.htm

[6] Там же.

[7] Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с ситуацией на Ближнем Востоке от 4.04.2002 г. // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. № 4. 2002. С. 5.

[8] Там же.

[9] Заявление Межрелигиозного совета России от 8.04.2002 г. // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. № 4. 2002. С. 39.

[10] Коммюнике членов Исполнительного комитета Европейского совета религиозных лидеров/Религии за мир от  23.03.2004 г. // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. № 3. 2004. С. 102.

[11] Там же.

[12] Патриарх Алексий II принял посла Ирака в РФ. // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. № 3. 2003. С. 28.

[13] Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод сделали заявление в связи с ситуацией вокруг Ирака. // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. № 3. 2003. С. 27.

[14] Ситуация вокруг Ирака: главная тема визита в Москву делегации Национального Совета Церквей Христа в США и Конференции Европейских Церквей. 20.03.2003 г. // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. № 3. 2003. С. 31.

[15] Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с началом военной операции против Ирака от 20.03.2003 г. // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. № 3. 2003. С. 35.

[16] Святейший Патриарх Алексий направил Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану открытое письмо в связи с военными действиями против Ирака. // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. № 3. 2003. С. 36.

[17] Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод сделали заявление в связи с ситуацией вокруг Ирака. // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. № 3. 2003. С. 27.

[18] Заявление Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата "О массовом терроре в отношении христиан в Ираке" от 14.08.2014 г. https://mospat.ru/ru/2014/08/14/news106827

[19] Там же.

[20] Святейший Патриарх Кирилл: Мы воспринимаем страдания сирийского народа как свои собственные. 8.10.2013 г. https://mospat.ru/ru/2013/10/08/news92274

[21] Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) от 5.02.2013 г. https://mospat.ru/ru/2013/02/05/news80693

[22] Там же.

[23] Святейший Патриарх Кирилл обратился к Президенту России В.В. Путину в связи с похищением двух иерархов в Сирии. 23.04.2013 г. https://mospat.ru/ru/2013/04/23/news84007

[24] Заявление Службы коммуникации ОВЦС в связи с захватом христианских лидеров Алеппо от 23.04.2013 г. https://mospat.ru/ru/2013/04/23/news83974

[25] Там же.

[26] 7 июня 2013 года в Женеве состоялась вторая конференция «Сирия: путь к миру», проходившая на полях 23-й сессии Совета ООН по правам человека.12.06.2013 г. https://mospat.ru/ru/2013/06/12/news87388

[27] Заявление Глав и представителей Поместных Православных Церквей, собравшихся по случаю празднования 1025-летия Крещения Руси от 25.07.2013 г. https://mospat.ru/ru/2013/07/25/news89183

[28] Послание Предстоятелей Православных Церквей (6 – 9 марта 2014 года, Фанар) от 9.03.2014 г. https://mospat.ru/ru/2014/03/09/news99338

[29] Совместное заявление Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 30.01.2014 г. https://mospat.ru/ru/2014/01/30/news97687

[30] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил Президенту Соединенных Штатов Америки Бараку Обаме послание, в котором выразил глубокую тревогу в связи с планами военных ударов армии США по территории Сирии. 10.09. 2013 г. http://www.patriarchia.ru/db/text/3223949.html

[31] Заявление Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви в связи с событиями на Ближнем Востоке от 9.09.2013 г. https://mospat.ru/ru/2013/09/09/news90733

[32] 11 сентября 2013 года в РИА «Новости» прошел мультимедийный круглый стол на тему «Сирия: судьба христианства и путь к межрелигиозному согласию». https://mospat.ru/ru/2013/09/11/news90879

[33] Там же.

[34] Обращение Предстоятеля Русской Православной Церкви к участникам международной конференции «Женева — 2» от 21.01.2014 г. http://www.patriarchia.ru/db/text/3531577.html

[35] Там же.

[36] Там же.

[37] Совместное обращение Предстоятелей Антиохийской и Русской Православных Церквей к участникам Международной конференции по Сирии «Женева-2» от 26.01.2014 г. https://mospat.ru/ru/2014/01/26/news97249

[38] Представители Русской Православной Церкви приняли участие в международных межхристианских консультациях ВСЦ по мирному урегулированию в Сирии. 17.01.2014 г.   https://mospat.ru/ru/2014/01/17/news96856

[39] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением в связи с трагическими событиями в Сирии. 25.06.2013 г. https://mospat.ru/ru/2013/06/25/news88105

[40] Состоялась братская беседа Предстоятелей Антиохийской и Русской Православных Церквей 26.01.2014 г. https://mospat.ru/ru/2014/01/26/news97226

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Персоналии
Еще 9