Ламбетская конференция на протяжении более ста лет скрепляла раздробленные части Англиканского сообщества. Раз в десятилетие в Кентербери обсуждались и решались вопросы, от которых зависела судьба англиканского мира. Однако такой непростой ситуации, которая сложилась в последнее время и которую пришлось решать Роуэну Уильямсу, в истории англиканства никогда еще не было.
Сообщество оказалось в кризисе после того, как либеральная Епископальная Церковь США в 2003 г. посвятила в епископы открытого гомосексуалиста Джина Робинсона - нынешнего епископа Нью-Гэмпшира.
Трещина, которая появилась в Сообществе, в течение 5 лет становилась все шире и в преддверии очередной Ламбетской конференции казалась непреодолимой. Консервативные англикане, раздраженные тем, что Уильямс пригласил на конференцию американских епископов, посвятивших Робинсона, провели свою собственную конференцию в Иерусалиме (GOAFCOM). Большинство консервативных епископов, заседавших в Иерусалиме, бойкотировали Ламбет. Более того, члены GOAFCOM заявили, что Ламбетская конференция более не является символом Англиканского содружества, а Уильямс не заслуживает доверия, и поэтому для отделившейся части содружества будет создан собственный орган самоуправления.
Консерваторы обвинили Уильямса и в том, что он сделал слишком мало для того, чтобы не допустить посвящения Робинсона и пресечь благословения однополых браков в англиканских приходах Канады.
Однако, как показало время, острые вопросы на конференции избегались. Обсуждение проблем гомосексуализма и рукоположения женщин был отложен на последнюю неделю конференции. Две предшествующие недели были посвящены деятельности рабочих групп.
Обостряло ситуацию еще и то, что предыдущая конференция, проходившая в Ламбетском дворце в 1998 г., резолюцией 1.10 декларировала, что гомосексуальность несовместима с библейским учением. На этом внимание Содружества особо акцентировали консерваторы.
Стоит отметить, что проблема гомосексуализма в православных кругах воспринимается не так, как ее представляют себе либеральные англикане. Для них однополые отношения - это не богословская, а, прежде всего, культурологическая проблема. Да, в Библии целых 18 стихов осуждают гомосексуализм, но, по мнению либералов, исторические условия изменились и сегодня гомосексуализм фактически приравнивается к нормальному браку при соблюдении двух условий: 1. отношения должны быть длительными по времени; 2. партнерами должна соблюдаться «супружеская» верность друг другу.
К моменту открытия Ламбетской конференции от участия в ней отказались 230 епископов. Встала проблема о легитимности конференции и ее способности говорить от лица всей Церкви. Архиепископ Кентерберийский Р. Уильмс настаивал на правомочности собрания, а также том, что если консерваторы хотят быть услышаны, они должны говорить. Уильямс, известный своей либеральной позицией в отношении гомосексуальных отношений, в Ламбете оставался верен позиции конференции 1998 г.
Ламбетская конференция не освещалась широко в британской прессе по двум причинам: во-первых, журналистов не пускали на многие заседания, во-вторых, многим англичанам, кажется, вообще было не интересно, что же происходило в Кентербери.
Зато конференцией очень заинтересовались католики. Крупнейшая делегация Римско-Католической Церкви, когда-либо посещавшая Ламбетскую конференцию, похоже, помогла англиканам преодолеть наметившийся раскол. Две последние и, безусловно, наиболее напряженные недели Ламбетской конференции рядом с Кентерберийским архиепископом находились бывший глава Доминиканского ордена Тимоти Рэдклифф и католический священник Гуидо Дотти, член общины Бозе, приглашенные в Кентербери вместе с кардиналом Иваном Диасом лично Роуэном Уильямсом.
Рэдклифф, Диас и Дотти являлись частью большой и влиятельной католической делегации. Никогда еще столько католических клириков не приглашалось на англиканский собор - в дополнение к трем персональным гостям Уильямса в католическую делегацию вошли два кардинала, два архиепископа, четыре епископа и два монсиньора.
Единственным нигерийским епископом на конференции был католический епископ Люциус Угорьи (Умуахиа). Более 100 нигерийских епископов бойкотировали конференцию вместе с остальными 180 консерваторами из-за рукоположения в Епископальной церкви США открытого гомосексуалиста Джина Робинсона.
Конечно, иноконфессиональные гости всегда приглашались в Ламбет. Но в этот раз Уильямсу действительно была нужна помощь из Рима. И она пришла, хотя католические гости не раз вызывали раздражение у англиканского епископата. Кардинал Иван Диас, префект католической Конгрегации по евангелизации людей, заявил англиканским епископам, что их разногласия препятствуют миссии Содружества и являются симптомами «духовной болезни Альцгеймера», охватившей англиканизм вместе с «экклезиологическим Паркинсоном».
Англиканский епископ Пуэрто-Рико Питер Альварез, взбешенный заявлениями кардиналов, заявил, что отношения между двумя Церквями испортил никто иной, как Папа Бенедикт XVI, который, по мнению Альвареза, в диалоге с англиканами слишком большой акцент делает на женском епископате и гомосексуальности.
Однако именно католическая делегация и привела раздробленный англиканский епископат к компромиссному варианту. Когда 25 июля был поднят вопрос о самоидентификации сообщества, Кентерберийский архиепископ заявил: «Мы не Церковь, как Римско-Католическая, но и не похожи на Международную лютеранскую федерацию. Мы что-то посередине». Для того, чтобы понять, чем же на самом деле является англиканизм, с подачи католиков Уильямсом был предложен проект о создании единого свода правил, «завета», на который бы 38 англиканских церквей, составляющие Содружество, опирались при решении наиболее важных вопросов в промежутках между Ламбетскими конференциями.
При разработке «завета» возникли проблемы: консерваторы отказывались подписывать документ в случае, если там признавались допустимыми гомосексуальные связи. Либералы боялись потерять самобытность черт отдельных частей содружества, а также отстать от прогрессивных обществ США и Канады и отказаться от одобрения гомосексуализма. Объединил всех Уильямс, который заявил, что «Содружество не выдержит, если будут просто замалчиваться разногласия».
Несмотря на то, что в мире существует 38 независимых англиканских церквей - легальных оснований для их существования большинства из них просто нет. В течение истории в англиканизме действовал простой принцип - как только Церковь Англии переставала посылать епископов в отдаленную церковь, данная церковь автоматически признавалась независимой. Решением о создании «завета» англиканский епископат, фактически, отважился отказаться от изначального принципа англиканизма, т.к. теперь жизнь всех 38 церквей будет обусловлена единым документом, а следить за его исполнением будет специально созданный «пасторский форум».
Епископ Нью-Йорка, Джордж Пэккард, сказал, что он «озабочен» нововведениями. «Мы не функционируем как Римско-Католическая Церковь. Мы строим жизнь Содружества на личных отношениях. Да, эти отношения напряжены, и сейчас много недопониманий, но мы потеряем сам дух англиканизма, если все закодифицируем».
Сейчас в «завете» значится пока два пункта: англиканским епископам запрещается рукополагать открытых гомосексуалистов и благословлять однополые браки. Однако, как заявил Роуэн Уильямс, «действия некоторых диоцезов в Америке по-прежнему ставят под угрозу единство Содружества». Так, Стейси Сэулс, епископ Ленсингтона (штат Кентукки) по-прежнему утверждает, что говорить о том, что Библия запрещает гомосексуальные отношения, является неправильной.
Тем не менее, работа по разработке единого канонического свода будет продолжена. На конференции была назначена комиссия по дальнейшей работе над «заветом» во главе с архиепископом Вест Индии Дрекселем Диасом, который заявил, что комиссия «не будет адаптировать католический стиль иерархии, и не будет создавать механизма по принуждению к единству».