ХХ столетие можно без преувеличения назвать веком торжества православия. Сопротивление тоталитарным режимам, подвиг новомученников и исповедников нового времени, возрождение святоотеческого богословия – все это стало свидетельством внутренней силы Православной Церкви. В своем диалоге с другими христианами Православная Церковь всегда верно свидетельствовала о врученном ей наследии святоотеческой веры. И это послание Церкви не осталось неуслышанным. Сами слова о «торжестве православия» мысленно отсылают к эпохе победы православной веры над иконоборчеством. И в ХХ веке эта победа совершилась вновь. Еще в начале прошлого столетия наиболее консервативные представители протестантизма видели в восточном почитании икон препятствие к богословскому диалогу. Но прошло всего несколько десятилетий, и протестантский мир смог не просто понять язык православной иконы, а принять его и даже отчасти усвоить. Сегодня во многих протестантских храмах можно видеть византийские и русские иконы. И это не просто украшение или «Библия для неграмотных». Иконы стали частью духовной жизни значительного числа исторических Протестантских Церквей.
Но было бы наивно полагать, что протестантская традиция механически заимствует православное иконопочитание. Это невозможно ни богословски, ни культурно. Протестантские Церкви научились языку иконы, чтобы выражать на нем собственное понимание христианства. Иконописцы-протестанты (таковые появились еще в межвоенный период) старались создавать произведения, связанные с православной традицией исторически и по форме, но имеющие свое собственное содержание.
Пример такого произведения – роспись принадлежащего Епископальной Церкви в США храма во имя святителя Григория Нисского в Сан-Франциско, завершенная иконописцем Марком Дьюксом в 2009 году. Композиция называется «Танец святых». Она покрывает почти всю поверхность стен небольшого храма, изображая множество святых древней Церкви, христианских подвижников иных эпох, а также праведников-нехристиан в пасхальном литургическом танце во главе с Иисусом Христом. Сама идея «танцующей» композиции не придумана Дьюксом. В ее основе, с одной стороны, легко угадывается традиционное средневековое изображение макабра, смертного танца, которое можно видеть на стенах многих европейских храмов. Этой мрачной пляске людей всех сословий, которых уродливая смерть влечет в «путь всея земли», Дьюкс противопоставляет торжественный танец жизни, ведомый Воскресшим Спасителем. Другой визуальной основой фрески послужила действительно существующая в Эфиопской Православной Церкви традиция литургического танца. Недаром Христос изображен на на росписи в одежде эфипского церковного учителя-дебтера.
Рис. 1. Интерьер храма св. Григория Нисского в Сан-Франциско
Рис. 2. Центральная часть росписи
На рис. 2 в верхнем ряду (слева направо): Эмили Дикинсон (1830-1886), американская поэтесса; Норман Перрин (1920-1976), американский библеист, исследователь евангельских притч; святая равноапостольная Мария Магдалина (I в.); святитель Патрик Ирландский (IV-V в.); Воскресший Господь Иисус Христос; святитель Григорий Нисский (IV в.); Феосевия (IV в.), супруга святителя Григория Нисского; Люси Райт (1760-1821), руководительница одного из движений в американском протестантизме; Марта Грэм (1894-1991), американская хореограф.
На рис. 2 в нижнем ряду (слева направо): Уильям Бёрд (1543-1623), английский церковный композитор; англиканский архиепископ Кейп-Таунский Десмонд Туту (р. 1931), борец с апартеидом и нобелевский лауреат (изображен при жизни, поэтому голова не обрамлена нимбом); прачка из Александрии (IV в.), безымянная женщина, описанная в Древнем Патерике в качестве примера для монахов; святой Католической Церкви Фома Аквинат (1225-1274), богослов и философ; Данте Алегьери (1265-1321), итальянский поэт, автор «Божественной комедии», в которой он описал святых, танцующих в Раю; Манче Масемола (1910-1928), африканская девушка, убитая язычниками за твердость в христианской вере (почитается как мученица в Англиканской Церкви); пророк Исайя (VIII в. до н.э.); Канси (1661-1722), китайский император, покровительствовавший распространению христианства в своей стране; Рональд Аллен (1868-1947), англиканский миссионер в Восточной Африке, критик колониальной политики; Джон Колтрейн (1926-1967), американский джазовый композитор и автор духовной музыки.
Рис. 3
На рис. 3 в верхнем ряду (справа налево): Симона Вейль (1909-1943), французская философ еврейского происхождения, обратившаяся в христианство; Лилиуокалани (1838-1917), последняя королева Гавайских островов, христианка; преподобный Андрей Рублёв (1365-1430), русский иконописец; Тэргуд Маршалл (1908-1993), американский юрист и борец за гражданские права; Сесар Чавес (1927-1993), американский правозащитник; Анна Франк (1929-1945), еврейская девочка из Германии, автор «Дневника», обличающего нацизм; Су Ши (X в.), китайский поэт, художник и социальный реформатор; Элла Фицджеральд (1927-1996), американская вокалистка; англиканский епископ Шанхайский Иосиф Шерешевский (1831-1906), переводчик Библии на китайский язык и основатель Шанхайского университета; Папа Римский Иоанн ХХIII (1881-1963), созвавший II Ватиканский собор.
На рис. 3 в нижнем ряду (справа налево): апостол Варнава (I в.), крестивший апостола Павла; Джалаладдин Руми (1207-1273), персидский суфийский поэт; Иулиана Нориджская (1342-1414), английская монахиня-затворница, первая англоязычная писательница; Каспар Фридрих (1774-1840), немецкий художник; святой Католической Церкви Франциск Ассизкий (1182-1226); Мадатилпарампил Томас (1916-1997), индийский христианский богослов и церковный деятель.
Рис. 4
На рис. 4 в верхнем ряду (справа налево): Флоренс Найтингейл (1820-1910), английская сестра милосердия и общественная деятельница; Лукиан Тапьеди (1921-1942), папуасский англиканский миссионер, казненный японцами во время Второй Мировой войны; царь, пророк и псалмопевец Давид (Х в. до н.э.); преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022); Чарльз Дарвин (1809-1882), английский натуралист; Есфирь Джон (1929-1960), пакистанская христианка и миссионерка, убитая за свою веру; Джон Мьюр (1838-1914), американский натуралист, автор идеи создания национальных парков; преподобномученица Мария (Скобцова) (1891-1945); Дональдина Камерон (1869-1968), шотландско-американская миссионерка и борец против рабства; Тиунэ Сугихара (1900-1986), японский дипломатический представитель в Литве, спасший множество евреев от нацистских преследований.
На рис. 4 в нижнем ряду (справа налево): преподобный Серафим Саровский (1759-1833); Мохандас Ганди (1869-1948), индийский политик и философ; Пал Эдрёш (1913-1996), венгерский математик; Мартин Лютер (1483-1546), немецкий богослов и церковный реформатор; Томас Мертон (1915-1968), американский католический монах и богослов.
Рис. 5
На рис. 5 (справа налево): Соджорнер Трут (1795-1883), американская аболиционистка, бывшая рабыня; епископ Варфоломей де лас Касас (1474-1566), испанский богослов и защитник коренных жителей Америки; пророчица Мириам (ок. XIV-XII в. до н.э.), сестра Моисея и Аарона; священник Ориген (185-254), раннехристианский богослов, повлиявший на святителя Григория Нисского; Малкольм Икс (1925-1965), американский правозащитник; королева Англии Елизавета I (1533-1603); Икбаль Масих (1982-1995), пакистанский мальчик-христианин, борец против детского рабства; святая Католической Церкви Тереза Аквильская (1515-1585).
Рис. 6
На рис. 6 в верхнем ряду (справа налево): Уильям Шейкспир (1564-1616), английский драматург; Морихэй Уэсиба (1883-1969), японский философ и создатель боевого искусства айкидо; Кристина Пизанская (1365-1431), итало-французская средневековая писательница; Джон Мейсон Нил (1818-1866), британский англиканский священник и гимнограф; Ангеса Санфорд (1897-1982), американская христианская писательница; Федор Михайлович Достоевский (1821-1881), русский писатель; Ван Чжимин (1907-1973), китайский протестантский пастор, убитый за свою веру во время «Культурной революции»; Маргарита Поретанская (ок. 1250-1310), французская монахиня, писательница, казненная по приговору инквизиции; первоверховный апостол Павел (I в.); преподобный Моисей Мурин (330-405), египетский монах.
На рис. 6 в нижнем ряду (справа налево): Ипатия (370-415), грекоримская философ и математик; святой Католической Церкви Элред Ривоский (1110-1167), аглийский богослов и историк; Чарльз Уэсли (1757-1834), англиканский священник, поэт, гимнограф и богослов, освнователь методисткого движения в Церкви Англии; Джулия Морган (1872-1957), американский архитектор; Годива (ок. 1040-1080), супруга англосаксонского эрла Мерсии Леофрика (согласно легенде, Леофрик пообещал снизить непомерные налоги, если его жена проедет по городу на коне обнаженной, что она и сделала); англиканский архиепископ Уганды Джанани Лувум (1922-1976), правозащитник, убитый по приказу диктатора Амина.
Рис. 7
На рис. 7 в верхнем ряду (справа налево): Элеонора Рузвельт (1884-1962), супруга президента США Ф.Д. Рузвельта и христианская общественная деятельница; Флоренс Ли (1907-1992), первая женщина-священник Англиканской Церкви; Абрам Хешель (1907-1972), американский раввин польского происхождения, выдающийся еврейский богослов, философ и правозащитник; Мирабай (1498-1546), индийская религиозная поэтесса; Анна Хатчинсон (1561-1643), английская религиозная поэтесса, борец за свободу вероисповедания в пуританских колониях Северной Америки; Николас Хекака Сапа («Черный Лось») (1872-1957), католический общественный деятель и индейский правозащитник; Нелли Линкольн (1899-1988), основательница церковного (епископального) пансионата для детей с хроническими заболеваниями, который она учредила в память о своей дочери Дороти Линкольн (1920-1932); Сорхахтани-беки (ум. 1250), монгольская ханша-христианка, мать хана Хубилая, основателя династии Юань в Китае; Павел мар Григорий (Варгезе) (1922-1996), митрополит Делийский Маланкарской Православной Церкви, исследователь трудов святителя Григория Нисского; Уильям Блейк (1757-1827), английский поэт и художник.
На рис. 7 в нижнем ряду (справа налево): Маргарет Мид (1901-1978), американская антрополог и литургист; Саади (XIII в.), персидский суфийский поэт и мыслитель; Уильям Деминг (1900-1993), американский экономист; мученики Сергий и Вакх (IV в.); Дженни Рид (1945-1976), церковная (епископальная) художница и скульптор.