«Духовные и назидательные письма о внутренней жизни и истинной сути христианства». Письмо шестое
Портал «Богослов.ru» продолжает публикацию писем немецкого теолога-пиетиста XVIII века Герхарда Терстегена в переводе игумена Петра (Мещеринова). В шестом письме Терстеген делится своими представлениями о борьбе христианина с грехом. Терстеген убежден, что для преодоления греха следует отказаться от его рассматривания, переключив внимание на Бога. На фоне православной традиции, в которой зрение своих грехов считается важным элементом аскетической практики, подход Терстегена может показаться чуждым. Но так ли это на самом деле?
Статья

Предисловие переводчика

Настоящее письмо представляет большой практический интерес для всех христиан, сталкивающихся с вопросами борьбы с грехом. Здесь читатель найдёт, пожалуй, самую существенную разницу между тем, что предлагает в лице Терстегена квиетистко-пиетистская традиция душепопечения и расхожими православно-аскетическими представлениями. Согласно последним, аскетическая жизнь христианина должна представлять главным образом деятельную борьбу с грехом. Христианину предлагается постоянно смотреть на себя именно с этой точки зрения, и в качестве идеала дойти до такого состояния, чтобы «видеть свои грехи, как песок морской». Здесь вполне уместен вопрос: «Хорошо, увидел. А дальше что?» На это обычно следует ответ, что «на самом деле» ещё не увидел «как следует», и что нужно всё более и более изыскивать в себе грех. Но всё это – некая «аскетика само-действия», человек действует сам из себя, самостно; Бог как бы «выносится за скобки», и вся жизнь христианина превращается в созерцание грехов, боязнь грехов и т. п. Такой «замкнутый круг» нынешней православно-аскетической педагогики является одной из основных причин, почему человек, выполняя всё, предписанное ему церковной традицией, не обретает Бога и расцерковляется. Терстеген показывает другой путь: борьба с грехом как невнимание к нему, как замена созерцания греха созерцанием Бога. «Неужели вам больше нечем заняться в этой жизни, чем всё время думать о грехе?» – спрашивает автор своего адресата; этот же вопрос можно задать и многим православным христианам.

В заключение отмечу, что, конечно, для новоначальных изложенный Терстегеном метод борьбы с грехом был бы, пожалуй, слишком «вольным», расслабляющим; но для «повзрослевших» христиан, запутавшихся в «педагогике новоначалия», это может быть выходом из замкнутого круга, в который обычно попадают воцерковлённые люди на втором десятке лет их церковной жизни.

Игумен Петр (Мещеринов)

Письмо 6-е

Увещевание, как нужно смотреть на свои грехи, и как вести себя при искушениях.

________________

Во благодати Божией многовозлюбленная сестра!

Ваше любезное письмо получил вчера вечером, и, не зная, когда к вам будет оказия, спешу сразу написать краткий ответ.

То, что я в последнее время не мог к вам приехать [здесь Терстеген описывает обстоятельства, по которым он не мог отлучиться из Мюльхайма. - Примечание переводчика], было, конечно, Божиим попущением, имеющим целью научить вас тому, на что я не раз обращал ваше внимание, а именно: не смотреть и не опираться на людей или какие-либо средства, но только на Бога и на Его благую волю, и стараться прежде всего истинно познать Его (1 Ин. 5, 20) и возыметь с Ним общение (1 Кор. 1, 9) – чего не может дать вам никакое творение. Между тем я немало удивлён, что вы, выказывая многие и различные знаки доверия ко мне и к моим словам, питаете ныне нелепые мысли, будто я избегаю общения с вами якобы ради вашей греховности и падшести – в то время как я не раз доказывал обратное, и ещё раз уверяю вас в этом. Усматривайте же из сего с несомненностью, что вам нужно быть гораздо проще, чем вы есть, не так много рассуждать и никогда не думать плохо ни об одном человеке. [1]


Если бы вы правильно уразумели несколько положений, касающихся греховности и падшести, и действовали согласно им, то ваше духовное состояние значительно бы улучшилось. Положения эти следующие: 1) не сомневайтесь, что вы исполнены греховности; 2) не любите грех; 3) не разоряйте себя из-за своей греховности; 4) не думайте о грехах. Тогда скоро отверзется вам дверь к освящению, и душа ваша обретёт покой.

1) Да, в вас ещё больше греховности, чем вы это видите. Да, если бы не Господь и не действие Его благодати, то мы только бы и делали, что непрестанно согрешали. Да, мы как будто уверены в нашей повреждённости – но наша жизнь указывает на противоположное. Ибо откуда происходит то, что мы отчаиваемся и опускаем руки, когда в нас прорывается нечто недолжное, или, в особенности, когда Господь даёт нам болезненно почувствовать нашу падшесть и осязательно убедиться в ней? Как будто мы и не веруем, что несём в себе залежи грехов, но полагаем, что уже далеко продвинулись на пути к Богу, или что в нас уже укоренены многие добродетели. Вот Бог и показывает нам эти добродетели как самость и нечистоту. Все наши действования, поскольку они наши, нечисты (Иов 14, 4; Ис. 64, 4), пусть даже они направлены на что-то доброе. Кто в этом по-настоящему уверен, тот непременно будет учиться воздерживаться от самостного делания и всецело предавать себя Господу, как подобает истинным христианам, и так смиряться в себе самом, что он будет почитать себя недостойным никакого блага, и более того – с готовностью принимать всякий крест, налагаемый на него от Бога или от людей.

2) Но хоть мы и исполнены греховности – не любите грех! Я имею в виду вот что: когда в вас вздымается вся сила греха и зла, и вы со всех сторон не видите ничего, кроме искушений – то говорите от всего сердца Богу: «Господи! несмотря ни на что, я не хочу согрешать». Мягко, но решительно отвращайте вашего внутреннего человека от зла и сердечно обращайтесь на сторону Бога – насколько вы можете. В Нём и с Ним вас не настигнет никакое зло. Если же вы этого совсем не можете, то смиренно терпите, подобно скале, выдерживающей удары бушующего моря, или дереву, обуреваемому градом и ненастьем – пока вновь не наступит вёдро. Если вам видится, что ваша воля преклоняется на грех, то тем больше взывайте всем сердцем: «Господи! я не хочу согрешать!»

3) И не разоряйте себя из-за своей греховности. Беспокойство, страшливость, разорение себя при искушениях и ощущении своей греховности приводят только к тому, что зло делается ещё злее, и вместо того, чтобы нести и претерпевать искушение, мы впадаем в действительный грех. Беспокойное и растревоженное сердце уже наполовину побеждено, и никогда не способно ни к чему доброму. Когда коварный змий примечает, что душа боится каждой тени, то он часто мучает её сильнейшим образом, ничего более не делая, как только крадя у неё время чрез постоянное беспокойство.


Да, мы имели бы причину бояться, воздыхать, беспокоиться и бежать незнамо куда (как вы пишете), если бы не было Господа нашего Иисуса Христа, Который никогда не оставляет грешника без Своей помощи, хотя и попускает нашему кораблю некоторое время обуреваться волнами, не являя (как нам кажется) Себя (Мк. 4, 37). Нетерпеливое, необузданное наше повреждённое естество не хочет ждать, но действовать напролом огнём и мечом (Лк. 9, 54; Ин. 18, 10); оно хочет, чтобы ему немедленно помогли, а если не так, то оно сразу отчаивается. Нет, дорогая душа! мужайся, и да укрепляется сердце твоё, и уповай на Господа (Пс. 26, 14)!

4) Также не думайте о грехах, по крайней мере, не думайте специально. Думанье о них часто порождает искушения. Постоянное «застревание» на своих грехах только делает вас малодушной и маловерной. Или вас страшит, что на вас может придти столько грехов и такие сильные искушения, что Иисус не сможет вам помочь? Неразумное создание! Смотрите на грех и на то, что происходит в вас против воли, как на дело, вовсе вас не касающееся; бросьте всю эту гадость, она недостойна вашего внимания и того, чтобы вы возились с ней. Даже если вы чувствуете в себе сильнейшее движение греха, то старайтесь по возможности не уделять этому внимания и предать забвению. Опыт научит вас, что часто великие искушения побеждаются простым невниманием к ним. Неужели вам больше нечем заняться в этой жизни, чем всё время думать о грехе? Бог и Его соприсутствие должны быть главным занятием вашего сердца; если же в него совне или изнутри вторгается что-то другое – нажалуйтесь на это Богу, даже и без слов, по-детски и от всей души, как вы могли бы сказать это вашему лучшему другу, когда он находится при вас. И держитесь только за Него единого, не за что иное! Взирайте на Него постоянно очами вашей любви (но не составляя при этом никаких образов); поклоняйтесь Ему в духе на всяком месте (Ин. 4, 23); благоговейте перед Ним; предавайте Ему себя ежеминутно; объемлите Его в своём сердце – кратко сказать: истинно соединяйтесь с Ним, и всецело располагайте свою жизнь так, что Он – ваш драгоценнейший и вернейший Друг и Отец, а вы – Его дитя; и этими и подобными сердечными мыслями и чувствами занимайте себя внутренно так, чтобы за ними вы забывали себя, и весь мир, и грехи. Если же вам придёт в голову: «ах, я никуда не годная, падшая, исполненная греха» – ответьте себе: «да, я знаю это, но мне некогда этим заниматься». О! если бы вы смогли, как дитя, идти таким путём – как скоро бы благодать освятила вас, без ваших особых действований и умствований!


Прежде чем закончить сие письмо, которое я не хотел бы делать слишком пространным, отвечу на то, что, как вы пишете, «люди на меня часто сердятся», и ниже: «мои близкие и друзья отдалились от меня», и т. д. Хотя я не вполне понял вашу мысль, но скажу обще: исполняйте свои обязанности по возможности наилучшим образом, насколько это необходимо для заботы о детях и для ведения хозяйства, со смиренным и радостным расположением, и будьте уверены, что тем самым вы служите и весьма благоугождаете Богу. Будьте дружелюбны и послушны всем, а в особенности вашему супругу – во всём, что не идёт против Бога и вашей совести; ибо это есть воля Божия (1 Петр. 3, 1; Кол. 3, 18). Если при этом кто-то сердится на вас, то радуйтесь, и помышляйте, что и Спаситель был камнем преткновения для многих. Прорывается ли у вас против воли что-то недоброе, в словах или в делах, так что ближние сердятся на вас справедливо – смиряйтесь в сердце своём пред Богом; а если того требуют обстоятельства, то искренне признайте пред людьми свою неправоту. Но только не разоряйте себя этим и не беспокойтесь слишком, чтобы не было последнее хуже первого. Наоборот, скорее предавайте себя благодати Божией, дабы она укрепила и утешила вас; ибо она подобна матери, быстро поднимающей своё дитя, упавшее в грязь, – вместо того, чтобы долго рассматривать ту грязь, в которую вы попали.

Я знаю, что вы найдёте, на что возразить в этом моём письме; но только на всё таковое я не раз отвечал, да к тому же голова моя так слаба, что я от писания уже устал. Я вовсе не претендую на то, чтобы учить вас или кого бы то ни было, поскольку сам исполнен тьмы и падшести; но я в простоте следую вашему желанию и думаю, что сие письмецо послужит вам неким утешением. Я уезжал на несколько дней, и, возможно, отъеду ещё в ближайшее время, так что не знаю, когда Бог даст нам поговорить устами к устам (3 Ин. 14). Молитесь за меня! я надеюсь, что Бог также даст мне благодать молиться о вас. Сердечно приветствую вас, равно как и вашего супруга. Верен Бог, Призывающий нас (1 Фес. 5, 24); Он не покинет вас (Евр. 13, 5). В Нём пребывая, остаюсь вашим благожелательным другом и со-странником в мире сем.

Мюльхайм, 10 октября 1729 г.

(1, I, 93, в сокращении).

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9