Вечность и неизменность библейских норм Святой Пасхи
В статье рассматриваются основополагающие принципы александрийской пасхалии. Показано, что ее структуру определяют библейские нормы праздника Св. Пасхи и неизменные характеристики пасхального месяца новых (колосьев). В онтологическом плане исследовано влияние введения византийской эры от сотворения мира на становление православной пасхалии на основе александрийской.
Статья


Светлое Христово Воскресенье освящает всю нашу жизнь. Мы знаем, что преп. Серафим Саровский постоянно пребывал в пасхальной радости, которой щедро делился с окружающими людьми. Святые отцы нашей Церкви находили предзнаменования Пасхи во всех событиях священной истории. Именно такое понимание глубинной взаимосвязи Св. Пасхи и св. истории нашло свое отражение в православной пасхалии – в исполненном Духа Святого творении отцов Церкви. Наша пасхалия утверждает вечность и неизменность библейских норм Пасхи. Всестороннему рассмотрению и обоснованию этого положения и посвящена данная статья.

Византиец М. Властарь в работе «Алфавитная Синтагма» (первая половина ХIV века), касаясь правил установления христианской Пасхи, пишет: «Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. <…> Первое – мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия <…>; второе – совершать не в один день с иудеями; третье – не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия <…>; четвертое – и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету» [1]. Заметим: в ряде современных работ утверждается, что на этих правилах в конце III – начале IV вв. была основана александрийская пасхалия и что они сохраняются в полной силе до нашего времени.

Однако необходимо признать, что астрономические данные, которыми пользовались создатели александрийской пасхалии в эпоху Никейского собора (325 г.), устарели. К примеру, в наше время день весеннего равноденствия сместился с 21 марта на 7 марта юлианского календаря, а астрономические полнолуния опережают пасхальные полнолуния александрийского лунного цикла примерно на 4−5 дней. В связи с этим высказываются предложения привести православную пасхалию, сохраняющую неизменными александрийские пасхальные границы, в соответствие с астрономической точностью, как это сделала в свое время Католическая Церковь. Действительно, следуя вышеизложенным правилам, цель григорианской реформы 1582 г. («не только восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте, <…> и ХIV луне вернуть ее место, <…> но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы в будущем равноденствие и ХIV луна со своих мест никогда не сдвигались» [2. С. 109]) была практически реализована.

Но существует и другой взгляд на решение этой проблемы. В начале ХХ в. священномученик профессор Д.А. Лебедев1 сформулировал основной закон православной пасхалии так: «По правилам принятой у нас александрийской пасхалии, Пасха празднуется в первое воскресенье после 14-го дня луны, следовательно, в 15-21 дни луны циклического александрийского нисана» [3. С. 300].

Между приведенными правилами М. Властаря2 и Д.А. Лебедева есть, по нашему мнению, принципиальное различие. Первые четыре правила ставят праздник христианской Пасхи в зависимость от временного фактора, в частности, от дня празднования иудейской Пасхи и от моментов наступления астрономических явлений – весеннего равноденствия и полнолуния. Правило же, сформулированное Д.А. Лебедевым, освобождает день Св. Пасхи от такой зависимости, так как вычисленные однажды по александрийскому циклу пасхальные границы, они же дни 14-й луны, полагаются неизменными и периодически повторяемыми во всех Великих Индиктионах. Тем самым утверждается принцип неизменности православной пасхалии.

Как мы убедимся далее, к нашей пасхалии не следует подходить только с мерками математической и астрономической скрупулезности. Православная пасхалия, хотя и включает в себя алгоритм вычисления дня праздника Св. Пасхи на каждый год, построенный с учетом движения небесных светил, однако не может быть сведена только к этому алгоритму. Пасхалия не примитивное, устаревшее изобретение «александрийских компутистов», как ее часто представляют в некоторых печатных изданиях, но отвечающее Божественному Закону о Св. Пасхе великое творение святых отцов Александрии, Сирии, всей Византии, которое создавалось на протяжении нескольких веков. Святые отцы запечатлели в основных принципах построения пасхалии взгляд Церкви на христианскую Пасху и тем самым придали им глубочайший богословский смысл.

Считаем, что необходимо последовательно рассмотреть следующие аспекты проблемы:

 

I

Правила, сформулированные М. Властарем, не являются основным принципом александрийской пасхалии.


Для обоснования предложенного тезиса, во-первых, рассмотрим правило – не праздновать Пасху вместе с иудеями в один день, которое фактически не всегда соблюдалось.

Во времена Никейского собора как христиане, так и иудеи вычисляли день праздника Пасхи по 19-летним лунным циклам. В каждый год цикла определялся пасхальный месяц нисан и его 14-й день, называемый пасхальной границей. Вычисленные один раз для одного цикла девятнадцать пасхальных границ периодически возвращаются, не изменяясь, на прежние места через каждые 19 лет. В Александрии день Пасхи назначался на ближайшее воскресенье3 после пасхальной границы, т.е. на 15-21 дни луны (см. выше правило, сформулированное Д.А. Лебедевым). У иудеев, согласно религиозным предписаниям (Лев. 23: 5-6), днем законной Пасхи считается 15 нисана. Он начинается с вечера накануне и является обычно днем, следующим за пасхальной границей4. В пасхальной практике Александрийская Церковь следовала т.н. александрийскому лунному циклу, а иудеи и часть христиан, проживавших в Сирии, Месопотамии, Киликии, – сирийскому. Циклы были построены по одному принципу и отличались лишь началом отсчета [4]. В александрийском цикле за начало отсчета принято 29 августа 284 г., и первая в цикле пасхальная граница приходится на 5 апреля. В первый год сирийского цикла отсчет лунных месяцев ведется с 24 сентября и, соответственно, 14 нисана выпадает на 2 апреля – четвертую пасхальную границу в александрийском цикле. Таким образом, циклы оказались смещенными относительно друг друга.

В табл.1. представлены пасхальные границы обоих циклов. Из нее видно, что, за исключением нескольких лет, они одинаковые. Поэтому если в александрийском циклическом нисане 15 день луны приходился на воскресенье и совпадал с 15 нисана сирийского цикла, то александрийцы и иудеи справляли Пасху в один день. В.В. Болотов5приводит примеры таких совпадений, указывая следующие годы: 289, 296, 316, 319, 323, 343, 347, 367, 370, 374, 394. В 495 г., во второй год александрийского цикла, христианская Пасха (26 марта) справлялась раньше иудейской Пасхи (28 марта) [5]. Последнее совпадение обоих праздников было в 783 г. [4]. Затем совпадения прекращаются только из-за того, что в середине IV в. евреи ввели новый календарь, в котором средний синодический6 месяц короче лунного месяца александрийского цикла примерно на 0,37 минуты, и поэтому через каждые 323 года наша пасхальная граница отстает на один день от иудейского 14-го нисана [4].

Таблица 1

Пасхальные границы александрийского и сирийского циклов


Пояснения к табл. 1
. В таблице используются сокращения: «м» - март, «а» - апрель. Дни выражены в датах юлианского календаря. Пасхальные границы сирийского цикла представлены в реконструкции Д.А. Лебедева [5. С. 267]. Жирным шрифтом выделены годы, называемые эмболимическими, в них осуществлялась вставка дополнительного 13-го лунного месяца. Остальные годы, содержащие 12 месяцев, считаются простыми. Курсивом отмечены пасхальные границы, в циклах не совпадавшие. Подчеркнуты пасхальные границы, при которых Пасху по сирийскому циклу справляли почти на месяц раньше, чем по александрийскому.


Во-вторых, рассмотрим правило, предписывающее справлять Пасху после первого, следующего за равноденствием, полнолуния. Соблюдение этого правила также не подтверждается фактами. Уже в IVв. Пасху в Александрии довольно часто справляли либо в день полнолуния, либо даже раньше.В ту эпоху 14-я луна александрийского циклического нисана почти никогда не совпадала с астрономическим полнолунием[5]. Последнее немного запаздывало и обыкновенно приходилось на 15-й или даже на 16-й день луны. Д.А. Лебедев объясняет это тем, что создатели александрийской пасхалии, вероятнее всего, считали дни луны не от появления нового серпа на небе, а от истинного новолуния. В таком случае астрономическое полнолуние наступает не на 13-й день, как полнолуние в цикле, а в среднем через 14 дней 18 часов [5]. Со временем, наоборот, астрономическое полнолуние стало опережать пасхальную границу, так как средний астрономический синодический лунный месяц короче лунного месяца александрийского цикла примерно на 0,00026 суток. В настоящее время истинное полнолуние опережает пасхальную границу примерно на пять дней, и каждые 317 лет разность между ними увеличивается на одни сутки.

В-третьих, представляется в принципе невозможным допущение, что создатели александрийской пасхалии положили в ее основу только астрономический принцип («после равноденствия», «после полнолуния»). Как известно, в древние времена семидневной недели придерживались многие народы – вавилоняне, арабы, сирийцы, китайцы. Вавилоняне, кроме того, благодаря вставке дополнительного 13-го месяца в лунный календарь, удерживали начало года вблизи дня весеннего равноденствия. Однако только у древних евреев и неделя, и вставка в календарь дополнительного 13-го месяца приобрели религиозно-нравственный смысл, поскольку были связаны с религиозными, историческими событиями и законодательством. Так, семидневная неделя была освящена воспоминаниями событий Дней творения мира. А целесообразность вставки 13-го дополнительного зимнего месяца, в отличие от соседних языческих народов, поклонявшихся солнцу, определялась, согласно Божественному Закону о Пасхе, степенью зрелости хлебов к началу пасхального месяца Авива (или позже – Нисана).

Таким образом, положив в основупасхалии только астрономический принцип, александрийцы неотвратимо облекли бы Св. Пасху – «Госпожу и Царицу праздников» христианских – в языческие одежды. Укажем несколько основных причин, по которым это предположение недопустимо.

Причина первая. Как во всех творениях надо видеть и разуметь их Создателя, так и в пасхалии Духом Святым должно познавать Сына Божия, Пасху7, Христа-Избавителя.

Александрийская пасхалия создавалась в эпоху правления Диоклитиана – ревностного язычника и гонителя христиан. В это время в подвиге просияли тысячи мучеников, отказавшихся приносить жертвы языческим богам. Однако идолопоклонничество проявлялось не только в грубой, очевидной форме, но и таилось в бытовых отношениях, в изящных искусствах и в различных науках. Именно об опасности такого рода уловления христиан в языческие сети предупреждал свою паству современник становления и распространения александрийской пасхалии Василий Великий (+ 379 г.). В беседах на «Шестоднев», рассуждая о «пресловутой» астрономии, он отмечал: «Но к какому концу приводят геометрия, арифметические способы, исследования в толщах и пресловутая астрономия – эта многопопечительная суета, если изучившие эти науки дошли до заключения, что видимый сей мир совечен Творцу всяческих Богу, и если то, что ограничено и имеет вещественное тело, возвели они в одну славу с Естеством Непостижимым и Невидимым. <…> Но они, вымерившие расстояние звезд, описавшие звезды, всегда видимые и северные, а также звезды, находившиеся около южного полюса, и живущим там видимые, а нам неизвестные, разделившие на тысячи частей и северную широту, и зодиакальный круг, с точностью наблюдавшие возвращение звезд, их стояния, склонения и общее движение к прежнем местам, а также время, в какое каждая из планет совершает свой период, – они не нашли одного из всех способа, – как уразуметь Бога, Творца вселенной и праведного Судию, воздающего каждому достойно по делам» [7. Б. 1]. Далее, разъясняя причину, по которой Господь создал растения раньше небесных светил, Василий Великий вразумляет христиан: «Поскольку некоторые думают, что причина произрастающего из земли в солнце, которое притяжением теплоты извлекает на поверхность земли таящуюся в глубине силу, то земля украшается преждесолнца, чтобы заблуждающиеся перестали поклоняться солнцу и признавать, будто оно дает причину жизни. Посему, если убедятся, что вся земля украшена до сотворения солнца, то уменьшат безмерное к нему удивление, рассудив, что оно по бытию позднее травы и зелени» [7. Б. 5]. И далее: «<…> земля наполнилась собственными порождениями, произрастив бесчисленные роды трав и обогатившись растениями всякого рода. Но солнца и луны еще не было, дабы не ведущие Бога не именовали солнца начальником и отцом света и не почитали его зиждителем земных произрастаний» [7. Б. 6]. Согласно с мыслью Василия Великого, о Солнце рассуждает Иоанн Златоуст (+ 407 г.): «Оно делает день яснейшим, бросая лучи свои, как какие-либо молнии, ежедневно показывая во всем блеске свою красоту, появляясь вместе с утром и пробуждая всех людей к исполнению своих дел. <…> Говорю так и превозношу эту стихию не для того, чтобы ты, возлюбленный, остановился на ней, <…> но чтобы от нее восходил выше и перенес свое удивление на Творца этой стихии. Чем большею представляется стихия, тем более дивным является Создатель <…>» [8. С. 45].

Причина вторая. Астрономический принцип противоречит христианскому учению о цели и смысле жизни, явленном нам в Св. Пасхе – в Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.Астрономический принцип построения пасхалии необходимо предполагал бы стремление к достижению астрономической точности. Однако александрийский 19-летний лунный цикл самим своим построением свидетельствует, что его создатели стремились не к астрономической точности, а к простоте. В подтверждение сказанного приведем следующие примеры.

А) В 19-летнем цикле полнолуние никогда не приходится на следующие 10 дней: марта 23, 26, 28, 31 и апреля 3, 6, 8, 11, 14, 16, 19, хотя астрономически это невозможно [4].

Б) Параллельно с александрийской пасхалией иудеи, на основе цикла Гиппарха8, создавали свой календарь, которым пользуются и доныне [4]. С его помощью достигается более точное приближение к астрономическим фазам луны. Однако александрийцы не воспользовались циклом Гиппарха и не предусмотрели ввод поправок на астрономическую точность в будущем, ей они предпочли неподвижность пасхальных границ.

Причина, по которой александрийцы не возвели в свое время в абсолютный принцип астрономическую точность, видимо, заключается в том, что солнце (да и луна) есть «только физический, а не <…> духовный центр земной твари» [9. С. 94]. Солнце, как уже отмечалось, – «лишь мнимый «источник жизни» для твари, которая о нем радуется; и этой радости наступает скорый, неумолимый конец» [9. С. 94]. По нашему убеждению, промыслительно то, что астрономическая точность никогда не достигается. В пасхалии стремление к точности будет периодически вызывать обманчивое желание усовершенствовать ее, ввести, так сказать, астрономически более точный календарь. Кроме того, особенно в пасхалии стремление к недостижимому порочно уже по той причине, что оно противоречит христианскому учению о цели, смысле жизни, явленном нам в Св. Пасхе – в Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.


II

Основной принцип александрийской пасхалии: назначать день Св. Пасхи так, как его назначали во дни Иисуса Христа.


Этот принцип сформулировал В.В. Болотов, исходя из догмата Александрийской Церкви о празднике Св. Пасхи. Он писал: «Обосновывая свою пасхалию, архиепископы Александрийские, конечно, должны были опираться на бесспорный для всех христиан авторитет – Библию. По воззрению александрийскому, христианская Пасха есть богоучрежденный ветхозаветный праздник Пасхи, лишь осмысленный в новозаветном духе <…> Поэтому нормальный день христианской Пасхи, как и ветхозаветной, есть 15 день луны. И вся задача пасхалии состоит в том, чтобы назначать этот день так, как назначали его во дни Иисуса Христа» [4. С. 132 – 133].

Таким образом, сродство Ветхого и Нового Заветов явилось определяющим условием в воззрениях Александрийской Церкви на христианскую Пасху и, соответственно, на пасхалию. Все Священное Писание свидетельствует об этом сродстве, в котором праздник Пасхи – центральное событие. Ветхий Завет проникнут ожиданием Спасителя и спасения. Средоточие этого ожидания – ветхозаветное установление о пасхальном агнце, его прообразовательное значение. Новый Завет благовествует об Агнце истинном, о явлении в мир Господа нашего Иисуса Христа и о Его искупительной жертве: «Пасха наша за ны пожрен бысть Христос» (1 Кор. 5:7).

О «великом сродстве» обоих Заветов рассуждал свят. Иоанн Златоуст. В Евангелии от Иоанна Иисус Христос говорит своим ученикам: «И жняй мзду приемлет и собирает плод в живот вечный: да и сеяй вкупе радуется и жняй: о сем бо слово есть истинное, яко ин есть сеяй, а ин есть жняй: аз послах вы жати, идеже вы не трудистеся: инии трудишася, и вы в труд их внидосте» (Ин. 4: 36-38). Иоанн Златоуст так толковал эти слова: «Кто это сеяй и кто жняй? Сеятели были Пророки, но они сами не жали, а Апостолы; однако не лишены за это радости и награды за труды, а вместе с нами радуются и веселятся, хотя и не жнут с нами <…> Этим Он хочет показать, что и желанием Пророков было – чтобы люди обращались к Нему. К этому и закон приуготовлял. Для того они и сеяли, чтобы произвести этот плод. Он показывает также, что Он и Пророков посылал и что Новый и Ветхий Заветы имеют великое сродство между собою» [10. Т. 1. С. 448 – 449].

По мнению преп. Ефрема Сирина (+ 373-379), соединение обоих Заветов произошло на горе Фавор. Вот что он писал по этому поводу: «И взирали друг на друга: Пророки на Апостолов, Апостолы – на Пророков. Увидели там друг друга, началовожди Завета Ветхого началовождей Завета Нового. Святый Моисей увидел Освященного Симона. Домоприставник Отца увидел домоприставника Сына: один рассек море, чтобы народ прошел среди волн; другой поставлял сень, чтобы создать Церковь. Девственник Ветхого Завета увидел девственника Завета Нового, Илия – Иоанна, восшедший на колесницу огненную – припадшего к персям Пламени. Так гора стала образом Церкви, и Иисус соединил на ней два Завета, какие приняла Церковь, и дал нам разуметь, что Он Сам Податель обоих Заветов; один принял тайны Его, а другой явил славу дел Его» [11].

Из тезиса, сформулированного В.В. Болотовым, явствует, что александрийская пасхалия была призвана отразить богословский смысл праздника Святой Пасхи и что не астрономические, а библейские нормы праздника положены создателями в ее основу. Дальнейший же процесс становления православной пасхалии, как показано авторами в работах [12; 13], есть процесс развития и углубления воззрений александрийцев.


III

Во дни Иисуса Христа время Св. Пасхи определялось моментом созревания ячменя в окрестностях Иерусалима.


В Священном Писании о времени Пасхи говорится следующее: «Наблюдай месяц Авив и совершай Пасху Господу, Богу твоему» (Втор. 16: 1); «в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца, вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки» (Лев. 23: 5-6); «<…> когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник; <…> никакого нового хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши во всех жилищах ваших» (Лев. 23: 10-14).

Разъясняя эти условия, В.В. Болотов отмечает:

1. «Можно считать довольно вероятным, <…> что авивзначит месяц зреющих колосьев» [4. С. 135].

2. Во дни Иисуса Христа евреи жили по лунному календарю. День полнолуния, или 14-й день луны месяца Нисана (более позднее название месяца Авива), считается лишь кануном иудейской Пасхи, «аналогичным нашей Великой Субботе, а праздник Пасхи начинается лишь ночью с 14-го на 15-е нисана» [4. С. 121]. С 15-го по 21-е нисана включительно справлялся праздник опресноков.

3. «<…> на другой день праздника опресноков, т.е. неизменно 16 нисана (так думали фарисеи), или же в воскресенье, приходившееся между 15-21 нисана (таково было мнение саддукеев), должно было приносить Господу ъomer «сноп возношения» , т.е. первый в этот день сжатый сноп ячменя, и со дня омера разрешено было вкушать свежие зерна и начиналась жатва» [ 4. С. 135].

И В.В. Болотов делает важный вывод: «<…> во время существования храма и жертв невозможно было признать за пасхальный, т.е. за нисан, тот месяц, к полнолунию которого не мог созреть ячмень в окрестностях Иерусалима»[ 4. С. 135].

Именно таким критерием, по мнению ученого, и руководствовались александрийские архиепископы, создавая свою пасхалию.

Следует особо сказать о глубоком сакральном смысле «снопа возношения».Свят.Кирилл Александрийский (+ 444 г.), составивший первую таблицу дней Св. Пасхи на 95 лет по александрийской пасхалии, писал: «Сноп есть начаток жатвы и знамение нового благоплодия <…> Возношением же Богу делать это повелел поселившимся уже на земле обетованной для того, чтобы в том уразумеваем был Христос <…> И сноп <….> может быть понимаем иносказательно. Полевым колосьям можно уподобить род человеческий, восходящий, так сказать, из земли и ожидающий приличествующей ему полноты, а с течением времени срезаемый, в чем он и находит себе смерть. Христос же соделался подобен нам, возникши из Святой Девы наподобие колоса. Поэтому и сам Он называл Себя зерном пшеничным, говоря: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12: 24). Он же соделался и как бы приношением за нас Отцу и в смысле снопа, как бы начатком земли, чрез произведения свои, свидетельствующей о своем благоплодии. Колос, поименованный один, так же как и мы сами, не один только, но как сноп приносится, то есть как состоящая из многих колосьев одна связка. И это дело необходимо на пользу и представляет собою образ таинства. Ибо один есть Иисус Христос, но как бы в виде снопа представляется духовно как один из многих состоящий, каков и есть, так как Он содержит в Себе всех верующих, конечно, именно по единству духовному. Иначе каким образом блаженный Павел пишет, что мы совоскресли с Ним и спосаждены будем Ему на небесных? (Еф. 2: 6.) Поелику же Он соделался подобен нам, то мы соделались стелесниками Его и обогатились единством с Ним чрез тело. Поэтому мы говорим, что все мы заключаемся в Нем <…> Итак, Христос есть сноп, как всех содержащий в Себе и за всех возносимый, и начаток человечества, совершенного в вере и долженствующего быть принесенным, наконец, в вышние и небесные сокровищницы. Приносить же сноп должно, говорится, на другой день (Лев. 23: 11), что значит: на третий день. Ибо Христос ожил из мертвых на третий день и своею силою восшел на небо, то есть в скинию истинную и во Святая Святых <…> Новых же, сказано далее, да не снесте, даже до того дне самаго, дондеже принесете сноп (Лев. 23: 14). Ибо ни время закона, ни лик святых пророков не имел новой пищи, то есть учения Христова, равно как и самого обновления природы человеческой, разве только в одном предсказании. Когда же, наконец, Господь наш Иисус Христос воскрес и как бы вместо снопа в начаток от человечества принес Себя Богу и Отцу, тогда и только тогда и мы как бы в новую жизнь пересозидаемся. Ибо мы по-евангельски начинаем жительствовать в «обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7: 6)» [14].

Другим, не менее важным является вопрос о значении 14 нисана в библейских нормах праздника Пасхи. Ответ находим также у свят. Кирилла Александрийского: «Агнец закалается в четырнадцатый день месяца, когда круг луны имеет полный свой блеск и как бы ложным светом озаряет вселенную, впрочем, так, что уже начинает мало-помалу прекращать этот свет и как бы по необходимости уже сокращает присущую ему честь и благодать. Отсюда ты можешь уразуметь, как бы от образа и сени предлагаемого вниманию дела, руководимый к восприятию истиннейшего, что по всей вселенной славился князь ночи, то есть диавол, означаемый луною как бы в образе (так как луна положена в «начало нощи», Быт. 1: 16), и как бы ложный некий свет, премудрость мира сего, проливающий в сердца заблуждающихся, чем приобретал себе полнейшую славу. Умер же ради нас и за нас Христос, истинный «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1: 29), и разрушил славу диавола. Ибо она необходимо должна была прекращаться и уничтожаться мало-помалу, по мере того, как множество язычников стало поспешать восходить к миру и любви к Богу чрез обращение к Нему и веру в Него. И это именно древле воспеваемо было в псалмах о Христе: «во дни Его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна» (Пс. 71: 7). Действительно, воссияла во дни Христа правда чрез веру, множество же мира чрез обращение к Богу. И, кроме того, еще отъят и князь нощи, то есть диавол. Заметь же, что луна, говорится, не просто изъята, но более того, отъята взамен чего-то, так как убивший исперва человека диавол, в возмездие за то и сам убиваем бывает» [15].

Фактически в этих рассуждениях свят. Кирилла Александрийского содержатся новозаветные богословские осмысления ветхозаветных библейских установлений о «снопе возношения» и о праздновании Пасхи после 14 нисана.


IV

В структуре александрийской пасхалии воплотились библейские нормы праздника Пасхи.


В подтверждение этого тезиса рассмотрим структуру александрийской пасхалии.

Для определения сроков наступления нисана, его 14-й луны и дня Св. Пасхи создатели пасхалии ввели в солнечный александрийский календарь9два цикла – лунный и солнечный. С помощью 28-летнего солнечного цикла определялся день недели для любой календарной даты и высчитывались пасхальные воскресенья.При этом в Александрии признавали пасхальным воскресенье в промежутке с 15 по 21 нисана включительно, именно в эти дни, согласно библейским указаниям, ветхозаветные иудеи справляли праздник опресноков.

С помощью 19-летнего лунного цикла10, называемого александрийским, определялись сроки наступления нисана и его 14-го дня, т.е. пасхальной границы.

Этот цикл, несмотря на свое внешнее сходство с языческим циклом древнегреческого астронома Метона (V в. до Р. Х.), фактически воспроизводит лунный древнееврейский календарь времен Иисуса Христа,в котором год определялся изменениями фаз луны и временем ее обращения вокруг земли. В этом календаре каждый месяц начинался новолунием, а 14-й день считался днем полнолуния. Месяц состоял то из 29, то из 30 дней, в первом случае он назывался неполным, во втором – полным. Двенадцать месяцев образовывали год. Первым месяцем церковного года считался нисан, а гражданского – тишри. В александрийском цикле лунные месяцы, также начинавшиеся новолуниями, сохраняли то же число дней и тот же порядок следования, что и месяцы в ветхозаветном календаре (см. в прилож. 1 таблицу александрийского цикла, реконструированного авторами [12, 13] по работам Д.А. Лебедева и В.В. Болотова).

Для определения сроков пасхального нисана ветхозаветные иудеи обычно руководствовались степенью зрелости хлебов (см. п. III). Если к половине адара – месяца, предшествующего нисану, – ячмень казался готовым к жатве, то следующее новолуние было первым числом пасхального месяца и началом нового года (Исх. 12: 2). В противном же случае старый год дополнялся вторым адаром – веадаром, и уже следующий за ним месяц был нисаном. Обычно вставка дополнительного полного 13-го месяца осуществлялась через каждые два-три года [16; 17].

Александрийцы же для определения сроков циклического нисана выдвинули принцип: 14-й день нисана (пасхальная граница) должен быть не ранее дня весеннего равноденствия [5]. Это условие в александрийском цикле осуществилось благодаря выбору начального момента отсчета циклов (29 августа 284 г. юлианского календаря) и системе вставки дополнительного месяца Веадара. В результате пасхальные границы в цикле оказались в промежутке с 21 марта по 18 апреля включительно (см. табл.1, в п. 1). Причем нижняя пасхальная граница 21 марта совпадала с днем весеннего равноденствия в ту эпоху.Однако, по утверждению В. В. Болотова, весеннее равноденствие, как фактор астрономический, не является основным, вседовлеющим признаком александрийской пасхалии11. Ученый писал: « <…> в Священном Писании нет и самого слова «равноденствие» <…> Мало того, в Ветхом Завете нет даже слова «весна» <…> Палестина лежит в полосе, где только два времени года: лето и зима» [4. С. 133 – 134]. За зимою лето наступает почти без промежутка, и в еврейском языке отсутствует слово, соответствующее нашему понятию «весна». Время Пасхи, как уже не раз подчеркивалось, определено в месяце Авиве (Нисане) – в «месяце зреющих колосьев», или «месяце новых».Поэтому и в александрийскую пасхалию весеннее равноденствие вносится «как величина производная», как необходимоеусловие нисана. В эпоху создания александрийской пасхалии новый ячмень в Палестине не созревал раньше весеннего равноденствия, поэтому до равноденствия нельзя было праздновать Пасху   [4]. В подтверждение этого положения В.В. Болотов ссылается на рассуждения «о соблюдении дня Пасхи» архиепископа Александрийского Феофила (385 – 412 гг.), который, в частности, писал: «Св. Пасху следует соблюдать в месяце новых. А месяц новых, он же и первый, есть тот, в котором зеленеют плоды <...> Пасху нельзя праздновать до равноденствия, ибо двенадцатый месяц есть месяц зимний, а его нельзя считать месяцем новых, когда новые плоды еще не созрели и еще нельзя посылать серп на жатву. А это именно существенным признаком первого месяца поставил Божественный закон» [4. С. 135 – 136].

V           

Создание византийской эры от сотворения мира есть результат дальнейшего богословского осмысления значения пасхалии.


В александрийской пасхалии зависимость лунного цикла от конкретной исторической даты – 29 августа 284 г., начала правления Диоклитиана, − являлась признаком ее несовершенства, так как, во-первых, астрономические данные со временем изменяются; а во-вторых, начальные моменты циклов оказываются оторванными от событий и ветхозаветных, и евангельских. К тому же Диоклитиан был гонителем Церкви. К началу VI в. эти несовершенства были преодолены. Решение нашлось не в согласовании пасхалии с временным, астрономическим фактором, а в сфере духовного осмысления ее значения. Пасхалия была преобразованатак, что в ней праздник Пасхи мог быть определен во все времена, как в ветхозаветные, так и в новозаветные, как в прошлом, так и в будущем.

Это явилось следствием создания и введения в пасхалию т.н. византийской (или константинопольской) эры12 от сотворения мира, эпоха которой суббота13 1 сентября 5509 года до Р. Х..Побудительной причиной к ее созданию можно считать стремление соединить события Священной истории в общую систему счета времени. В ней первый год, 5509/ 5508 г. до Р. Х., принимается за год Творения Мира, от которого в последовательном порядке определяются времена событий Ветхого Завета, весь период Евангельских событий (от Воплощения Господа нашего Иисуса Христа до Его Крестной смерти и Воскресения), время проповеди христианства и его распространения среди язычников.

По мнению Д.А. Лебедева, византийская эра была создана в Сирии, а точнее − в Антиохии14, и не позднее начала VI века. Он объяснил ее пасхалистическоепроисхождение тем, что эпоха византийской эры была подобрана таким образом, что с нее начинаются первые годы всех трех пасхальных циклов: лунного сирийского, солнечного антиохийского 15 и 15-летнего хозяйственного цикла, так называемого индиктиона 16. Напомним, что с ирийского цикла в календарной практике придерживалась часть христиан и иудеи некоторых восточных областей Римской империи во времена Никейского собора (см. п. I). Первая пасхальная граница этого цикла – 2 апреля – четвертая граница в александрийском цикле(см. табл. 1 п. 1).

К IХ – Х веку византийское летосчисление прочно утвердилось в Восточно-Римской империи17. Приняв его, константинопольцы, естественно, стали и годы луны считать по сирийскому циклу, однако по нему Пасха могла наступить на 30-35 дней раньше18 общепризнанных к тому времени александрийских пасхальных границ. Поэтому проблему разрешили следующим образом. Александрийские пасхальные границы периодически продолжили к году Творения Мираи за первую границу выбрали 2 апреля, согласно эпохе византийской эры. Полученный таким образом смещенный александрийский цикл, известный под названием Круг Луны (см. табл. 2.), приняли за основу в пасхальных таблицах начиная с Х I века [5].

Таблица 2

Пасхальные границы Круга Луны 









Пояснения к табл. 2
. Жирным шрифтом выделены эмболимические годы. Дни выражены в датах юлианского календаря. Сокращения: см. пояснения к табл. 1.

Пасхалия константинопольцев в дальнейшем стала называться православной пасхалией. В ней Круг Луны19 вместе с 28-летним солнечным антиохийскимциклом (Круг Солнца), по которому определяются воскресные дни Пасхи, образует Великий Индиктион – цикл в 532 года (19 х 28). И через каждые 532 года пасхальные границы, а также воскресные дни православной Пасхи приходятся на одни и те же числа месяцев юлианского календаря.

Отметим, что вместе с циклами к эпохе византийской эры был продолжен и юлианский календарь, ставший, таким образом, их общим фундаментом. Именно на этом фундаменте зиждется и сама пасхалия, и единое летоисчисление Ветхого и Нового Заветов − византийская эра.

В то же время Западная Церковь, по замечанию В.В. Болотова, «начиная с Ипполита (с 20-х годов III в., – прим. авт.), в своей пасхалии проводила ту мысль, что наша Пасха есть самостоятельный новозаветный праздник Воскресения Христова»[4. С. 132]. Именно в этом принципиальном различии между взглядами на христианскую Пасху кроется причина дальнейших пасхальных разногласий между Западными и Восточными Церквами Римской империи. В отличие от Византии, Римская Церковь не приняла византийскую эру от сотворения мира.Онапредпочла ей эру Дионисия Малого (середина VI в.), считая ее эпоху годом Рождества Христова [18]. Причем вместе с новой эрой в пасхалистическую практику для вычисления дня Пасхи был введен александрийский цикл. Его вместе с западным солнечным 28-летним циклом20продолжили к эпохе новой эры. Таким образом, начав летосчисление с условного года Рождества Христова, Западная Церковь в пасхалистической практике не установила связь Нового Завета с Ветхим21. Она позаимствовала из александрийской пасхалии лишь лунный цикл, а библейские нормы праздника и основной принцип александрийской пасхалии оказались ею не воспринятыми.

VI

Православная пасхалия как итог процесса преобразования александрийской пасхалии.


С введением в пасхалию византийской эры от сотворения мира практически завершился процесс ее становления на основе александрийской. Из рассмотренных выше положений можно заключить, что введение в пасхалию византийской эры и продление александрийских пасхальных границ к году Творения Мира является актом богословски глубоко осмысленным. При этом Святые Отцы стремились в конкретном факте распознавать и провидеть величайшее, всеобъемлющее событие: в частном – видеть всеобщее, в близком и настоящем – отдаленное будущее, в земном и временном – духовное и вечное, и в каждом священном событии видеть отражение Пасхи.

В православной пасхалии основные принципы александрийцев представлены в завершенном, законченном виде. В ней неизменность циклов и неподвижность александрийских границ утверждены от Сотворения Мира и до скончания Века, что мы называем «принципом вечности» нашей пасхалии, а результатам ее построения придан сакральный смысл.Это подтверждают следующие выводы:

1. Православная пасхалия отражает вечность Пасхи.Если в александрийской пасхалии за начальные моменты отсчета циклов выбраны конкретные исторические даты, то в православной пасхалии эпохи всех пасхальных циклов отнесены к осени 5509 года до Р. Х., когда Мир, по воззрению создателей византийской эры, еще не был создан и его история еще не началась.

2. В Круге Луны православной пасхалии начало первого лунного года совпадает с днем Творения Светил,в отличие от александрийского цикла, в котором 1 нисана выпадало на очередное астрономическое новолуние – 23 марта 285 года.По утверждению Д.А. Лебедева, все создатели эр от сотворения мира, как среди христиан, так и среди иудеев, стремились определить не только год, но и дни Творения [6]. В рамках византийской эры они соответствуют 17 – 23 марта 5508 года до Р. Х. [6]. Именно с событиями этих дней согласованы Круг Солнца и Круг Луны православной пасхалии: первый день Творения, 17 марта, является и первым днем недели, т.е. воскресеньем; а четвертый, 20 марта, день создания Светил, – средой, новолунием и первым числом нисана.

3. В православной пасхалии основные даты александрийской пасхалии, утратив точный астрономический, приобрели сакральный смысл событий первых дней Творения. К примеру, шестой день, 22 марта считается днем Творения первого человека, Адама. В нашей пасхалии на эту дату, в 13-й год Круга Луны, приходится самая ранняя Православная Пасха – день Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, т.е. Адама Нового, Который спасает Адама Ветхого, а в его лице – весь человеческий род. Таким образом, дни Творения получают в пасхалии смысловое продолжение. И через каждые 532 года с началом нового Великого Индиктиона вспоминаются события первой недели Творения Мира. А на пасхальный александрийский циклический нисан спроецировалась вся Священная история: от Сотворения Мира до будущего всеобщего Воскресения.


VII
       

Научное предвидение В.В. Болотова: истинно ценные указания пасхалисты могут получить от метеорологии, а не от астрономии.


Итак, с введением в пасхалию византийской эры от сотворения мира александрийские границы были периодически продолжены как в прошлое, так и в будущее. Такое продолжение, как мы увидим далее, согласуется с библейскими нормами праздника Пасхи. С этой точки зрения, сохранениенеизменных пасхальных границ предполагает, что и в настоящее время для каждого года Круга Луны средний момент созревания ячменя в окрестностях Иерусалима практически совпадает со временем православной Пасхи. Путь к решению проблемы о продлении пасхальных границ предложил в свое время В.В. Болотов.

Выделим главное в его рассуждениях.

В.В. Болотов показал, что астрономический момент весеннего равноденствия не может служить ориентиром в определении времени созревания ячменя вблизи Иерусалима и отметил ошибочность мнения, будто Пасху должно праздновать сразу же после равноденствия. Ученый утверждал, что в III – V вв. по Р. Х. средняя разность между моментом созревания ячменя около Иерусалима и днем весеннего равноденствия была практически равна нулю. Это и позволило александрийцам принять за нижнюю пасхальную границу 21 марта юлианского календаря – день весеннего равноденствия в ту эпоху. Однако к концу ХIХ в. означенная разность составляла уже почти 20 дней, т.е. ячмень около Иерусалима начинал созревать в среднем через 20 дней после равноденствия. В.В. Болотов писал: «По известиям путешественников <…> в долине Иерихона, самой горячей местности, <…> ячмень созревает обыкновенно в первые дни нашего апреля <…> В долине иорданской иногда жатва начинается в конце марта, во всяком случае, в начале апреля, в холмистой местности <…> и на берегу на 8-10 дней позже, а в более холодных горных полосах, например в Иерусалиме, на 3-4 недели позже. Таким образом, сама природа Палестины дает свое беспристрастное свидетельство, что григорианская реформа пасхалии есть только грубая ошибка, грех недомыслия» [4. С. 137, 138].

В.В. Болотов определил, в какой области научных знаний могут быть получены истинно ценные указания для пасхалистов. Он писал: «Вполне согласно с научными принципами и в обсуждении вопросов пасхалистических руководствоваться не производными датами в роде <…> {после равноденствия}, а основными, <…> в настоящем случае <….> {месяц новых} <…> А раз «весеннее равноденствие» есть второстепенная величина в пасхалии, то от астрономии в ее собственном элементе пасхалисты не могут получить истинно ценных указаний. Такие указания может дать лишь метеорология, но лишь тогда, когда она достигнет такой степени развития, которая ныне может обрисовываться только в весьма отдаленном будущем, т.е. когда метеорологи будут верно решать такие задачи:

A) Под широтою φ = + 560 ячмень созрел тогда-то,следовательно, под φ = + 320 он созреет тогда-то.

B) В 1899 г. ячмень около Иерусалима созрел тогда-то, следовательно, в 1999 г. он там же созреет тогда-то» [4. С. 138].

Научное предвидение В.В. Болотова сбывается в наше время. Достижения современной математической климатологии и агрометеорологии позволяют с достаточной степенью точности оценить временные сроки созревания ячменя в окрестностях Иерусалима в настоящем, в прошлом и в будущем. В следующих главах статьи будут рассмотрены примеры такого прогнозирования. Они, конечно же, не носят всеобъемлющего и исчерпывающего характера. Их присутствие в богословской статье является лишь естественнонаучной иллюстрацией к рассматриваемой проблеме, к тому же некоторые экспериментально наблюдаемые закономерности, о которых пойдет речь, и сейчас необъяснимы. При этом не может не вызывать удивления интуиция В.В. Болотова, ученого, определившего круг задач, решение которых позволит убедиться в мудрости создателей как александрийской пасхалии, так и византийской эры от сотворения мира.

VIII

Сроки посева и жатвы ячменя в окрестностях Иерусалима определяются ранними и поздними дождями.


Дождь является необходимым условием для жизни растений. В жарких странах, в частности в Палестине и в близких к ней землях, он имеет великое значение. Однако только на Св. Земле дождь – явление особенное. В Св. Писании читаем: «<….> земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал [ ее ] при помощи ног твоих, как масличный сад; но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, земля, о которой Господь, Бог твой, печется: очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года. Если вы будете слушать заповеди Мои, <…> то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое, и елей твой; <…> и будешь есть и насыщаться» (Втор. 11: 11-15).

Как уже отмечалось, Палестина лежит в полосе, где только два времени года: зима и лето. Лето – сухое знойное, совершенно без дождей от начала (григорианского) мая до конца октября. Зима же – время трех дождей: раннего (в конце октября – ноябре), зимнего (обычно от декабря до февраля), и позднего(в марте – апреле) [4].

В библейские времена после засушливого лета ранние дожди ожидались с нетерпением. В праздник Кущей (с 15 по 21 тишри), и особенно в восьмой день (22 тишри), возносились специальные молитвы о ниспослании дождя. Продолжительное его отсутствие воспринималось как кара за грехи народа Израилева [19. Т. 5]. Ранние дожди обычно начинались во втором после тишри – месяце Бул, «месяце дождей» (впоследствии – мархошван [20. Т. 1]), реже – в третьем месяце Кислеве. Они начинались не вдруг, а постепенно. Продолжались от трех до шести дней подряд, падая преимущественно ночью. Поздние дожди шли в период созревания хлебов, когда наливалось зерно, и прекращались к моменту жатвы (1 Цар. 12: 16-18; Притч. 26: 1) [19. Т. 5].

Во второй половине ХIХ в. протоиерей П. Солярский пишет: «<…> нельзя не заметить, что в Палестине не произошло никакого особенного заметного изменения относительно дождей ранних и поздних. Как прежде, так и ныне дождь неизвестен там целые полгода <…> Поздний дождь в первом священном месяце Авиве, или Нисане, соответствующем последней половине Марта и первой Апреля, и во времена пророков появлялся в то же время, что и ныне»[19. Т. 5. С. 113].

Таким образом, период ранних дождей, размягчающих почву, фактически во все эпохи определял сроки посева ячменя в Палестине. Поэтому, с нашей точки зрения, и в наши дни представляет интерес выявление временной зависимости начала ранних дождей и начала месяца дождей (1-е мархошвана).Подобное исследование проведено авторами и представлено на рис.1. Для этого использовались многолетние наблюдения (1951 г. – 1960 г. и 1973 г. – 2007 г.) метеостанции с международным номером 401840, расположенной около Иерусалима. Данные метеонаблюдений находятся на общедоступном сайте [21] Американского Национального Управления по исследованию Океана и Атмосферы (NОАА).

Временная зависимость начала ранних дождей и начала месяца дождей 

Рис. 1. Временная зависимость начала ранних дождей и начала месяца дождей


Пояснения к рис. 1.
На рис. изображен график (линия красного цвета) средних для каждого года Круга Луны отклонений первого дня раннего дождя от циклического 1-го мархошвана. По горизонтальной координатной оси ОХ отмечены годы Круга Луны. Соответствующие им значения усредненных отклонений отложены по вертикальной координатной оси OY. Горизонтальная прямая Y = 0 (синего цвета) отвечает 1-му мархошвану, а Y = + 29 (зеленого цвета) – 1-му кислева. Эмболимические годы отмечены *.

Рассмотрим рисунок 1. На нем все годы метеонаблюдений распределены по 19-ти годам Круга Луны, отмеченных по горизонтальной координатной оси ОХ. Напомним, что Круг Луны представляет собой смещенный александрийский цикл. Первый год в Круге Луны является четвертым в александрийском цикле. В простых годах цикла содержится 12 месяцев, а в эмболимических, со вставным веадаром, – 13. Ежегодный отсчет месяцев в цикле ведется от 1 тишри, а 1-е мархошвана наступает через 30 дней. Отметим, что во всех годах Круга Луны от 1-го мархошвана до соответствующей пасхальной границы насчитывается 160 дней для простого года либо 190 – для эмболимического.

В каждый год метеонаблюдений можно определить первый день раннего дождя22 и вычислить отклонение этого дня от 1-го мархошвана. Затем полученные отклонения распределяются по годам Круга Луны, усредняются для каждого года в отдельности и откладываются по вертикальной координатной оси OY. Первому мархошвану каждого года Круга Луны соответствует значение Y = 0 (отклонение в этом случае равно нулю) и горизонтальная прямая Y= 0, отмеченная на рис. 1. синим цветом. Горизонтальная прямая (отмеченная зеленым цветом), отстоящая на + 29 дней от 1-го мархошвана, обозначает начало уже следующего месяца – 1-е кислева.

На рис. 1. график23 полученных для каждого года Круга Луны средних отклонений представлен линией красного цвета. Он показывает, что в простые годы Круга Луны ранние дожди обычно начинаются вблизи 1-го мархошвана (в эти годы среднее отклонение от Y = 0 за цикл равно + 5 дней, а среднее квадратическое отклонение – 12,3), а в эмболимические – дожди задерживаются (среднее отклонение от Y = 0 за цикл + 30 дней, соответствующее среднее квадратическое отклонение – 20,5) и начинаются практически только в кислеве.

Анализ представленных на рис. 1. данных позволяет сделать выводы:

1) Месяц Мархошван александрийского цикла (или Круга Луны) и в настоящее время отвечает названию «месяца дождей».

2) В эмболимические годы Круга Луны ранние дожди, как правило, задерживаются и начинаются только в месяце Кислеве.

3) Ранний дождь начинается в среднем за 150-160 дней до пасхальной границы, независимо от того, простой год или эмболимический, ранняя Пасха или поздняя.


Круг Луны с александрийскими пасхальными границами соритмичен биологическим циклам созревания ячменя в окрестностях Иерусалима.


В библейские времена посев ячменя в Палестине начинался в период ранних дождей. Причем в окрестностях Иерусалима, как в более холодной местности, сеяли обычно на южных склонах гор для ускорения процесса роста и созревания хлебов. В настоящее время в Израиле широко используются системы искусственного полива, однако для нас представляет интерес изучение стадий развития ячменя в естественныхприродных условиях, когда источником влаги служат дождь и обильная роса.

В настоящее время, благодаря развитию агрометеорологии стало возможным решить задачу, в свое время сформулированную В.В. Болотовым: «Под широтою φ = + 560 ячмень созрел тогда-то,следовательно, под φ = + 320 он созреет тогда-то»(см. п. VII). Используя агроклиматический метод Г.Т. Селянинова24, мы попробуем выяснить, может ли в естественныхусловиях современной эпохи созреть ячмень в окрестности Иерусалима ко дню православной Пасхи.

Известно, что длительность вегетационного периода развития ячменя зависит от нескольких факторов. Главные из них: 1) необходимая сумма биологически активных температур 25 (б.а.т.); 2) достаточное увлажнение почвы, особенно на ранней и поздней стадии развития; 3) продолжительность светового дня [22].

В наших дальнейших исследованиях для простоты и наглядности за возможный день посева ячменя в окрестностях Иерусалима принимается дата первого дня раннего дождя. Этот выбор обусловлен еще и тем, что посев злаков предполагает наличие в почве влаги в достаточном количестве, а она быстро испаряется при высоких температурах воздуха и при ветре. Из рис. 1 видно, что в простые годы ранние дожди приходятся в среднем на начало или середину мархошвана, иногда – на конец тишри. В эмболимические годы они выпадают, как правило, месяцем позже, т.е. в кислеве. В особо засушливые годы посев ячменя возможен и на 60-й – 70-й день от 1-го мархошвана (к примеру, в эмболимический 1993/94 г. ранние дожди, благоприятствующие посеву и прорастанию злаков, начались только на 74-й день, т.е. 4 января). Однако, как уже отмечалось в п. VIII, период дождей от их начала до пасхальной границы длится в среднем 150-160 дней для всех годов Круга Луны, как простых, так и эмболимических.

На широте φ= + 550 сумма б.а.т. для ячменя определяется в пределах 12500 С– 14500 С [22. С. 174 – 175]. Причем нижний порог температур соответствует ранним сортам, а верхний – поздним. Кроме того, можно рассчитать поправку к сумме б.а.т. на уменьшение длительности светового дня в южных широтах; в частности, для Иерусалима (φ = + 320) она составляет + 3450 С [ 22. С. 174 – 175]. Таким образом, ячмень в окрестностях Иерусалима может созреть, если сумма б.а.т. от дня его посева до полного созревания окажется в пределах от 16000 С до 18000 С.

Зависимость сумм б.а.т. от года Круга Луны 

Рис. 2. Зависимость сумм б.а.т. от года Круга Луны


Пояснение к рис. 2.
На рис. изображен график средних для каждого года Круга Луны сумм б.а.т. Во все годы 19-летнего цикла суммы вычислялись от первого дня раннего дождя до соответствующей пасхальной границы. В результате вычислений оказалось, что полученные за цикл средние суммы б.а.т. распределены в температурном интервале от 14000 С до 17600 С. Причем нижний порог температур отвечает простому 15-му году Круга Луны с пасхальной границей 29 марта юлианского календаря, а верхний порог – также простому 9-му году цикла с пасхальной границей 4 апреля. Эмболимические годы отмечены *.

На рис. 2 представлен график зависимости сумм б.а.т. от года Круга Луны. В каждый год метеонаблюдений (периодов с 1951 г. по 1960 г. и с 1973 г. по 2007 г.) суммировались биологически активные температуры26 от даты первого дня раннего дождя до соответствующей пасхальной границы. Затем годы рассматриваемого промежутка распределялись по годам Круга Луны, а соответствующие суммы б.а.т.при этом усреднялись. Для простых годов Круга Луны средняя за цикл сумма б.а.т. оказалась равной 15600С, а для эмболимических – 16360С. Средняя же сумма б.а.т. за все годы цикла составила15880 + 37,650.

Из сказанного следует, что усредненные как по эмболимическим, так и по простым годам суммы биологически активных температур очень близки и в среднем практически совпадают с нижним для созревания ранних сортов ячменя порогом, который равен 16000 С для широты Иерусалима (см. выше). Сразу оговоримся, что речь идет только о средних суммах температур за каждый год Круга Луны, за все эмболимические и все простые годы в отдельности, и, наконец, за все годы наблюдений вместе. Чем представительней выборка, взятая для усреднения, тем ближе суммы к порогу созревания, т.е. к 16000 С. Результаты же наблюдений за каждый год имеют определенный разброс значений, доходящий до 6000 С в отдельных случаях. Какими факторами обусловлен этот разброс и как он влияет на созревание ячменя вблизи Иерусалима, нам неизвестно. Однако анализируя средние значения сумм биологически активных температур, можно выявить вполне определенные закономерности.

Таким образом, в настоящее время, как и во времена Никейского собора, природа Палестины свидетельствует, что александрийский циклический нисан отвечает названию – «месяца новых». Круг Луны с александрийскими пасхальными границами соритмичен биологическим циклам созревания ячменя около Иерусалима, а православная Пасха отвечает библейским нормам праздника.

Создатели александрийской пасхалии определили дни Св. Пасхи на все века так, как они могли бы назначаться во времена Иисуса Христа. И этот своего рода инвариант, обнаружившийся в неизменных сроках созревания насущного злака, подобно неизменно сходящему на Жертвенник Гроба Господня в день Св. Пасхи Благодатному Огню, напоминает Завет Божий, заключенный в лице Ноя со всем человечеством: «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8: 22). Это вселяет в нас веру в непреложное милосердие Божие к людям и дает все основания, несмотря ни на какие скорби, не страшиться грядущего.


Результаты исследования временн ой зависимости начала ранних дождей и сроков созревания ячменя в окрестностях Иерусалима от года Круга Луны православной пасхалии были представлены авторами и с интересом приняты на международной научной конференции по прикладной математике «Динамика, бифуркации и странные аттракторы. Применение теории динамических систем к математическим моделям в науке и технике» (г. Нижний Новгород, 20-24 июля 2015 г.).

Авторы выражают благодарность за помощь в подготовке статьи иерею Андрею (Лысевичу), монаху Иоасафу (Егорушину), Макееву Игорю Серафимовичу, Велижаниной Анне Олеговне, Поспеловой Ирине Юрьевне, Круговец Вере Сергеевне, Комлеву Юрию Александровичу, Замолину Евгению Владимировичу.

 

Библиографический список

1. Властарь, М . Алфавитная Синтагма. Буква П. Гл. 7 . О том, что для Пасхи положены четыре ограничения [электронный ресурс]. www.agioskanon.ru/ sintagma

2. Климишин, И.А. Календарь и хронология / И.А. Климишин. – М.: Наука, 1981. – 190 с.

3. Степанов, Н.В. Календарно-хронологический справочник / Н.В. Степанов. – М.: Синодальная типография, 1915. – С. 300.

4. Болотов, В.В. Александрийская пасхалия // Календарный вопрос. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. – С. 105 – 144.

5. Лебедев, Д.А. Из истории древних пасхальных циклов. 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского // Византийский временник: в 23 т. – СПб.: Императорская Академия Наук, 1913. – Вып. 1 – 4 (1911). – Т. 18. – С. 148 – 389.

6. Лебедев, Д.А. Так называемая «византийская» эра от сотворения мира. Место и время ее происхождения // Византийское обозрение: в 3 т. – Юрьев.: Изд-во при историко-филологическом факультете Юрьевского университета, 1917. – Т. 3. – С. 1 – 52.

7. Свт. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Беседы 1, 5, 6 / Свт. Василий Великий. [электронный ресурс] http:// theprayerbooks. info

8. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа VI. Беседы на книгу Бытия (1898) / Свт. Иоанн Златоуст. – М.: Изд-во Московской Патриархии,1993. – С. 45.

9. Трубецкой, Е. Избранные произведения. Смысл жизни / Е. Трубецкой. – Ростов н/ Д.: Феникс, 1998. – С. 17 – 337.

10. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна: в 2 т. / Свт. Иоанн Златоуст. - М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2008. Т. 1. Беседы 1 – 46. – С. 448 – 449.

11. Св. Ефрем Сирин. Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа. Творения: в 8 т. / Св. Ефрем Сирин. 1993. Т. 2. [электронный ресурс] http: // hram-paraskeva. ru

12. Бирагов, В. Александрийский цикл и православная пасхалия: временное и вечное // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал: в 4 т. / Игумен Вассиан (Бирагов), Л.М. Кузнецова. – М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2014. – Т. 1 (66). – С. 109 – 129.

13. Бирагов, В. Александрийский цикл и православная пасхалия // Труды Нижегородской духовной семинарии. Сборник работ преподавателей и студентов / Игумен Вассиан (Бирагов), Л.М. Кузнецова. – Нижний Новгород, 2014. – Вып. 12. – С. 175 – 202.

14. Свт. Кирилл Александрийский. О том, что Христос соделался для нас Хлебом жизни. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел. [электронный ресурс] http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry

15. Свт. Кирилл Александрийский. О жертве агнца.Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход. Кн.2. [электронный ресурс] http: // predanie. ru/ lib/ book

16. Год – библейский и церковный // Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь ; под ред. А.П. Лопухина. – Пг.: Изд-во А.П. Лопухина, 1903. – Т. 4. – С. 455 – 467.

17. Календарь библейско-еврейский и иудейский // Православная богословская энциклопедия / сост. Н.Н. Глубоковский. – Пг.: Изд-во А.П. Лопухина, 1907. – Т. 8. – С. 1– 6.

18. Лебедев, Д.А. Средники // Журнал министерства народного просвещения: в 381 т. – СПб., 1911. – Ч. 23. – С. 106 – 156.

19. Прот. Солярский, П. Опыт Библейского словаря: в 5 т. – Пб.: Типография Елеонского и К0 , 1887. Т.5. – С. 113.

20. Прот. Солярский, П. Опыт Библейского словаря: в 5 т. - Пб.: Типография Елеонского и К0 , 1879. Т.1. – С. 266.

21. ftp://ftp.ncdc.noaa.gov/pub/data/noaa/

22. Лосев, А.П. Агрометеорология: учебник / А.П. Лосев, Л.Л. Журина. – М.: Колос, 2001. С. 174 – 175.

23. Лебедев, Д.А. Календарь и пасхалия // Церковный православный календарь на 1924 год с приложением календаря для старообрядцев / Д.А. Лебедев. – М.: Изд-во Е.Г. Парфенова. 1923 . – С. 29 – 31.

24. Прот. Дьяченко, Г. Полный церковно-славянский словарь / Г. Дьяченко. – М.: Отчий дом, 2010. – С. 410.

25. Добровольский, В.В. География почв с основами почвоведения: учебник для вузов / В.В. Добровольский. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 384 с.

26. Лебедев, Д.А. Цикл Анатолия Лаодикийского по В.В. Болотову // Византийский временник: в 23 т. / Д.А. Лебедев. – СПб.: Изд-во при Императорской Академии Наук, 1912. – Т. 19. – С. 188 – 223.

Примечания:

1) Лебедев Дмитрий Александрович, протоиерей, священномученик (1871-1937). Память 14 ноября по юлианскому календарю, а также в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших.

2) Д.А. Лебедев отмечал, что Матфей Властарь в 1335 г. знал о неточности александрийской пасхалии, но высказывался противее реформы [23].

3) К началу IV в. практически уже во всех Христианских Церквах справляли Пасху непременно только в воскресенье [4].

4) Иудейская Пасха не празднуется в понедельник, среду и пятницу. Если 15 нисана совпадает с этими днями, то праздник справляется на следующий день [2].

5) Болотов Василий Васильевич (1853-1900), доктор церковной истории, член-корреспондент Императорской Академии наук.

6) Лунный синодический месяц – промежуток времени, после которого фазы луны (новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть) снова повторяются в том же порядке.

7) «<…> наша Церковь Пасхою называет не только праздник Воскресения Христова, но и Самого пострадавшего за нас и воскресшего Иисуса Христа» [24. С. 410].

8) В цикле древнегреческого астронома и математика Гиппарха (II век до Р. Х.) величина лунного месяца – 29 дней 12 часов 44 минуты 2,5 секунды и практически совпадает со средней длительностью астрономического синодического месяца (отличается на 0,3 сек).

9) В александрийском календаре (месяцы александрийского календаря см. в прилож. 1), как и в юлианском, длительность года была равна 365, 25 суток. Год состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом и пяти (или шести в високосный год) дополнительных дней – эпагомен. Начало года – 1 тоут. Эта дата приходилась либо на 29 августа юлианского календаря, либо на 30-е (если предыдущий год был високосным, то его последним днем был шестой эпагомен – 29 августа).

10) Применение лунного цикла в пасхальной практике обусловлено и оправдано, во-первых, тем, что 19-летний цикл достаточно точно согласуется с астрономическими фазами луны; во-вторых, тем, что еще во время существования храма евреи не только визуально определяли фазы луны, но и вводили для этой цели циклы [17]; в-третьих, тем, что в конце III – начале IV вв. как христиане, так и иудеи практически не имели возможности проследить за созреванием ячменя около Иерусалима из-за отдаленности мест их проживания от Палестины. К этому времени, как известно, многие из язычников приняли христианство, а иудеи находились в рассеянии среди других народов.

11) Погоня за астрономической точностью в определении момента весеннего равноденствия внешне напоминает языческую культурную традицию народов Центральной и Западной Азии, восходящую к солнцепоклонению в зароастрийской религии и сохранившуюся в праздновании иранского нового года – «новруза». Этот праздник наступает в момент весеннего равноденствия, когда солнце пересекает небесный экватор, двигаясь в северном направлении, и вычисляется в настоящее время с точностью, превосходящей милисекунду.

12) Эра – система счета (летосчисление). Эпоха – ее начальный момент отсчета.

13) В работе [12] авторами допущена ошибка: 1 сентября 5509 г. до Р. Х. обозначено воскресеньем.

14) Антиохия на Оронте являлась центром Сирии и всего Востока – «город, имевший великое значение и в истории христианства: там впервые началась проповедь христианства язычникам; там был исходный пункт миссионерских путешествий апостола Павла; там появилось впервые и самое имя «христиане»» [6. С. 18].

15) Солнечный цикл назван антиохийским из-за того, что его первый год приходится на эпоху т.н. антиохийской эры – осень 49/48 г. до Р. Х., введенной на востоке в честь Юлия Цезаря (102 (100) г. до Р. Х. – 44 г. до Р. Х.). Первый год антиохийского солнечного цикла является 13-м в александрийском солнечном цикле. Следует отметить, что александрийцы заимствовали солнечный цикл из пасхалии Анатолия Лаодикийского (III в.). Это цикл начинается с осени 276/7 г., на восемь лет раньше лунного александрийского [6].

16) Индиктион был введен Константином Великим в 312 г. и затем включен в пасхалию. Первый год цикла начинается с осени 312/3 г. [2].

17) До календарной реформы Петра I (1700 г.) византийское летосчисление было государственным в России.

18) В сирийском цикле не учитывался день весеннего равноденствия (в ту эпоху 21 марта), и пасхальные границы 5-го и 16-го годов цикла выпадали, соответственно, на 19 марта и 18 марта.

19) В пасхалии лунный и солнечный циклы называются Кругами. Круг – это не только период, оборот известного числа лет в счете времени, но и символ, выражающий идею единства, полноты, завершенности. На Руси Великий Индиктион изображался в виде Миротворного Круга – Круга, на котором начальную точку поставил Сам Творец.

20) Первый год западного 28-летнего цикла является двенадцатым в антиохийском цикле.

21) В основе 28-летних солнечных циклов, александрийского, антиохийского и западного – лежит языческий 28-летний солнечный цикл. Язычники использовали его в своих астрологических расчетах, придавая дням недели ложный смысл как символам семи планет [6]. Введение византийской эры позволило принявшим ее народам вернуть дням недели утраченный первоначальный смысл, напоминающий о первых днях Творения Мира, что, в том числе, отразилось и в названиях дней недели. Западные же народы до сих пор сохраняют языческие названия дней недели [17].

22) За день первого раннего дождя выбирается день, благоприятствующий посеву ячменя. Семена ячменя начинают прорастать при влажности, равной двойной гигроскопической влагоемкости почвы [25]. При набухании семена ячменя поглощают около 50% влаги от массы воздушно-сухих семян. Почвы Иерусалима являются маломощными бурыми пустынно-степными и сероземами с преобладанием крупноразмерных фракций гравия, поэтому их влагоемкость невысокая. Поскольку Иерусалим расположен на возвышенности, заметную роль в формировании влагообеспеченности почв в период с октября по декабрь играет выпадение росы (до 1мм в сутки). Для обеспечения минимального прорастания семян ячменя (полевая всхожесть более 10%) авторами условно принят минимальный уровень суточного выпадения осадков 3-5 мм при среднесуточной температуре воздуха не более +180 С и относительной влажности воздуха не менее 60%. Для обеспечения нормального прорастания и развития проростков семян ячменя (полевая всхожесть более 60%) обычно принимается уровень осадков более 10 мм в сутки при среднесуточной температуре не более +150 С и относительной влажности воздуха не менее 70% [25]. Для оценки уровня влагообеспеченности почв авторы суммировали осадки, выпадающие в течение двух или нескольких суток подряд

23) График дождей представляет усредненные по годам Круга Луны дни начала дождей, выраженные в отложенных по оси Y числах дней, прошедших от начала месяца Мархошвана александрийского цикла (структуру александрийского цикла см. в прилож. 1 настоящей работы).

24) Селянинов Геннадий Тимофеевич (1887-1966 гг.), основатель советской школы агроклиматологии. Он построил агроклиматические карты и определил суммы б.а.т. для разных агроклиматических зон.

25) Сумма б.а.т. – это сумма средних суточных температур воздуха за период вегетации культуры от начала роста до созревания в пределах границ ее ареала [22. С. 174].

26) Суммы б.а.т. рассчитывались следующим образом. От посева до фазы колошения суммировались температуры выше +50 С. Считалось, что за этот период сумма б.а.т. должна составить 11500 С. Для агрономических фаз от колошения до восковой спелости зерна суммировались температуры выше +100 С [22. С. 175].

 

Приложение 1.

Александрийский цикл


В александрийском цикле лунные ветхозаветные месяцы определены в датах солнечного александрийского календаря с помощью разработанного древнегреческим астрономом Метоном цикла. Длительности годов в александрийском и юлианском календарях совпадали, но начинались эти годы в разные дни. Простой александрийский солнечный год начинался 1 тоута, что соответствовало 29 августа, и состоял из 12 месяцев (по 30 дней в каждоммесяце) и пяти дней – эпагоменов. Дополнительный 366-й день вставлялся один раз в четыре года на шесть месяцев раньше, чем в високосном году юлианского календаря. При этом 29 августа принималось за 6-й эпагомен високосного года, а начало следующего простого александрийского года – 1 тоут – смещалось на 30 августа. Впоследствии юлианский календарь, как географически более распространенный, вытеснил из пасхалии александрийский год.

Соответствие между первыми числами месяцев александрийского календаря и юлианскими датами приведено в табл. 1, прилож. 1.

Таблица 1

Месяцы и дни александрийского календаря, выраженные в датах юлианского календаря

 

Порядковый

номер месяца

 Александрийский

календарь

Юлианский

календарь

1

1 Тоута

29 (30) августа

2

1 Фаофи

28 (29) сентября

3

1 Атира

28 (29) октября

4

1 Хойяка

27 (28) ноября

5

1 Тюби

27 (28) декабря

6

1 Мехира

26 (27) января

7

1 Фаменота

25 (26) февраля

8

1 Фармути

27 марта

9

1 Пахона

26 апреля

10

1 Пауни

26 мая

11

1 Эпифи

25 июня

12

1 Мезори

25 июля

 

1 эпагомен

24 августа

 

2 эпагомен

25 августа

 

3 эпагомен

26 августа

 

4 эпагомен

27 августа

 

5 эпагомен

28 августа

 

[ 6 эпагомен]

[ 29 августа]


Пояснения к табл. 1:
В таблице в круглых скобках указаны юлианские даты, соответствующие александрийским годам, в которых 1 тоут смещается на 30 августа. Аналогично и начало других месяцев, до фаменота включительно, в юлианских датах смещается на один день. В этом случае четвертый день месяца фаменот приходится на 29 февраля, а пятый – на 1 марта. Таким образом, в любой год александрийского календаря 5 фаменот совпадает с 1 марта и, следовательно, 1 фармути всегда приходится на 27 марта. В квадратных скобках указан дополнительный день високосного александрийского года.

Александрийский цикл, в реконструкции авторов (по работам Д.А. Лебедева [5; 26]), представлен в табл. 2. прилож. 1.В ней указаны порядковые номера дней александрийского календаря, на которые приходятся первые числа месяцев лунного ветхозаветного еврейского календаря.Счет дней в каждом солнечном году ведется с 1 тоута, а лунных месяцев – с 1-го тишри. Однако при этом необходимо помнить, что первым библейским месяцем лунного года считается нисан. В первый год начало нисана приходится на 207-й день от эпохи цикла, т.е. на 23 марта 285 года. Этой дате соответствует первая пасхальная граница – 5 апреля [4]. В каждом последующем году границы сдвигаются на 11 суток назад для простых годов или на 19 дней вперед для эмболимических, а при переходе к следующему циклу, из-за «скачка Луны» (объяснение этого «скачка» см. [2]), – на 12 суток назад. В результате все они лежат в пределах от 21 марта до 18 апреля включительно (эти числа называются нижней и верхней пасхальными границами). Следовательно, самая ранняя Пасха приходится на 22 марта, т.е. на 15-й день луны 16-го года цикла, а самая поздняя – на 25 апреля – 21-й день луны 8-го года цикла.

 Таблица 2

Александрийский цикл

 





























Пояснения к табл. 2.
В таблице указаны порядковые номера дней александрийского солнечного календаря, на которые приходятся первые числа месяцев ветхозаветного лунного еврейского календаря. Отсчет начинается с 1 тоута. Эта дата считается 1-м днем каждого солнечного года цикла. Ему соответствует либо 29 августа юлианского календаря, либо 30 августа – в год, предшествующий нашему високосному году. В первый год цикла на 1 тоут приходится новолуние, и этот день принимается за 1-е элула. Первый же лунный месяц тишри начинается на 30-й день от 1 тоута, т.е. 27 (или 28) сентября. Через 30 дней, т.е. на 60-й день от начала отсчета, начинается следующий лунный месяц и т.д. Особо отметим, что неоднозначность в соответствии дат александрийского и юлианского календарей прекращается 1 марта, и, таким образом, начало нисана любого года цикла всегда приходится на конкретную юлианскую дату. Так, в первый год цикла 1-е нисана (207-й день) приходится на 23 марта, а, следовательно, 14-я луна – на 5 апреля.

Последний лунный месяц, элул, первого года цикла начинается 18 августа (355-й день), и 1-е тишри второго года наступает соответственно через 29 дней, или на 19-й день после следующего 1-го тоута (355 + 29 – 365 19). Следует заметить, что 365-й день, последний день в любом году цикла, всегда приходится на 28 августа, а 1 тоут следующего года, как уже отмечалось, – либо на 29 августа, либо на 30. В последнем случае 29 августа, как 6-й эпагомен и как 366-й день в високосном году, выпадает из цикла.

В эмболимические годы (в таблице они отмечены жирным шрифтом) осуществляется вставка дополнительного месяца длительностью 30 дней. Причем он принимается за адар, а неполным месяцем становится следующий месяц, т.н. веадар. Число дней в лунных месяцах ветхозаветного еврейского календаря чередуются таким образом, чтобы нисан, тишри, шебат, сиван, аб всегда были полными, а элул и адар (в простые годы) – неполные. В конце 19 года, обычно в месяце сиван или аб, при переходе к следующему циклу осуществляется «скачок Луны» (отмечен в таблице * в месяце аб). При этом полный месяц «аб» сокращается на один день и 1-е элула опять приходится на 1 тоут (337 + 29 – 365 = 1) – начало первого солнечного года, но уже следующего цикла.

В таблице для каждого года указана эпакта – возраст луны 28 августа. Например, к началу второго года в этот день луна будет иметь одиннадцатидневный возраст.

 

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9