Лоренцо Валла (1407–1457) [лат] – филолог, историк, богослов. Жизнь Л.В. не была однообразной – ему приходилось разъезжать по разным городам Италии, одно время он преследовался инквизицией, от суда которой его спасло заступничество неаполитанского короля, на тот момент враждовавшего с папской курией. Наконец, уже при новом папе Л.В. стал апостольским секретарем и был произведен в каноники церкви св. Иоанна Латеранского, в коих должностях и пребывал до конца жизни. Л.В. написал около тридцати книг этико–философского, филологического, исторического, богословского характера. Главный труд Л.В. – сочинение «Об истинном и ложном благе», представляющее собой разговор христианина, стоика и эпикурейца. (Это сочинение первоначально носило название "О наслаждении"). В самом начале трактата Л.В. заявляет, что есть только два блага – одно в этой жизни, другое в будущей. Трактат посвящен выяснению смысла шага, который необходимо сделать от первого блага ко второму. Его сочинение «О красотах латинского языка» возвращало образованным людям красоту классической латыни, несколько утраченную в средние века; это сочинение было очень популярно на протяжении нескольких поколений читателей. Л.В. комментировал латинских языческих писателей Ливия, Саллюстия, Квинтилиана, перевел на латинский язык труды Геродота и Фукидида и, кроме того, часть Гомеровской «Илиады». В последние годы жизни Л.В. написал несколько богословских сочинений – «О таинстве пресуществления», «Похвала святому Фоме Аквинскому», сочинение об исхождении св. Духа (ныне утраченое). Кроме этих трудов, Л.В. составил филологические поправки к используемому переводу Нового Завета,Л.В., используя покровительство неаполитанского короля, написал «Рассуждение о подложности Константинова дара». Для исторической науки этот труд имеет первостепенное значение. Автор раскрывает подложный характер исследуемого документа с применением аргументов филологического, нумизматического, исторического характера, закладывая тем самым основы исторической и филологической критики, иными словами – основы современных научных методик. Примерно такими же научными методами Л.В. опроверг и принадлежность сочинений Ареопагитского корпуса ("Ареопагитик") Дионисию Ареопагиту, известного из «Деяний апостолов».
По наблюдению А.Ф.Лосева, в отношении творчества Л.В. разные исследователи высказывают порой суждения, вполне противоречащие одна другой. Так, трактат "О наслаждении" объявляется нередко проповедью физических наслаждени, резко противостоящей христианской морали аскетизма. Читатели этого труда Л.В., начиная с его современников, именно на эту, эпикурейскую часть более всего и обращали внимание. Между тем это лишь одна часть трактата из трех, тогда как в третьей части Л.В. представлена христианская мораль, причем как пишет А.Ф.Лосев, представлена "отнюдь не формально и не скучно, не мрачно, но весьма оптимистично и жизнерадостно и даже весело". Другие исследователи впадают в противоположную крайность, представляя трактат только в христианском свете, что тоже мало соответствует намерениям Л.В.
Л.В. прекрасно видел кризисные явления современного ему богословия; эти богословы представлялись ему "воинством муравьев", трудолюбивыми, но лишенными истинной оригинальности древних богословов. Отсюда его беспощадная критика формального логицизма, схоластического метода,претендующего быть универсальным научным методом. Этому методу Л.В. противопоставлял широко понимаемую им филологию,предпочитая языковое мышление перед формальной логикой.
Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т. 2.
Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления.— М.: Наука, 1978.— 199 с.
Баткин Л.М. Итальянское возрождение. Проблемы и люди. – М.: РГГУ, 1995.
Брагина Л. М. Социально–этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.).— М.: Изд–во Моск. ун–та, 1983.
Брагина Л.М. «Об истинном и ложном благе» // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000.
Брагина Л.М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: идейные поиски // Гуманистическая мысль итальянского Возрождения. – М.: Наука, 2004. С. 7 – 36.
Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: Этические учения XIV – XV веков. – М.: Высшая школа, 1977.
Брагина Л.М. Лоренцо Валла // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М.: Высшая школа, 1980. С. 44–45.
Корелин М.С. Этический трактат Лоренцо Валлы "Об удовольствии и об истинном благе" // Вопросы философии и психологии. – М., 1895. – № 4 (29). – С. 391 – 444.
Кудрявцев О. Валла // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978. С. 351–359.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995. С. 241–242.
Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV – первой половины XV в. – М.: Наука, 1977. С. 70–80, 115–117, 176 – 206.
Ревякина Н.В. Творческий путь Лоренцо Валлы и его философское наследие // Лоренцо Валла. Об истинном и ложном блага. О свободе воли. – М.: Наука, 1989.
Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 25 – 30.
Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 1997. С. 8–9.
Хоментковская А.И. Лоренцо Валла – великий итальянский гуманист. – М.; Л.: Изд–во АН СССР, 1964.
Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.Об истинном и ложном благе. О свободе воли / Ответст. ред. А.Х.Горфункель / Сост. и автор вступит. статьи .: Н.В.Ревякина / Пер. с лат.: В.А.Андрушко, Н.В.Ревякина, И.Х.Черняк. – М.: Наука, 1989. Содержание: Об истинном и ложном благе; О свободе воли; Перекапывание [пересмотр] всей диалектики вместе с основаниями всеобщей философии; Похвальное слово святому Фоме Аквинскому; Апология.
О наслаждении: [Фрагменты] / Пер.: Н.В.Ревякина // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т. 1: Античность, Средние века, Возрождение. – М., 1962. С. 486–497.
О наслаждении: [Фрагменты] / Пер.: Н.В.Ревякина // Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т. 2.
О наслаждении: [Фрагменты] / Пер.: Н.В.Ревякина // Эстетика Ренессанса. – М.: Искусство, 1981. – Т. 1. – С. 80 – 104.
О красотах латинского языка / Пер. с лат.: Н.А.Федоров // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в. ). – М.: МГУ, 1985.
Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина / Пер. с лат.: И.А. Перельмутер // Итальянские гуманисты о церкви и религии. – М., 1963.
О монашеском обете / Пер. с лат.: Ю.Х. Копелевич // Итальянские гуманисты о церкви и религии. – М., 1963.
Элеганции // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Составление, общая редакция, вступительная статья и комментарии Л.М. Брагиной. М., МГУ, 1985.
Исторические рассуждения / Вступит. ст., пер. с лат., коммент.: Е.В.Финогентова // Гуманистическая мысль итальянского Возрождения. – М.: Наука, 2004. С. 233 – 235.
История деяний Фердинанда, короля Арагона. Вступление / Пер. с лат., коммент.: Е.В.Финогентова // Гуманистическая мысль итальянского Возрождения. – М.: Наука, 2004. С. 236 – 240.
Письмо о Тарквиниях / Пер. с лат., коммент.: Е.В.Финогентова // Гуманистическая мысль итальянского Возрождения. – М.: Наука, 2004. С. 241 – 252
История деяний Фердинанда, короля Арагона / Пер.: Е. В. Финогенова // Средние века. – М., 1997. – Вып. 59.