
Аннотация. В современном православном богословии происходит систематизация и критическое рассмотрение религиозно-философского опыта прошлого столетия. В частности, исследователи все больше обращают внимание на труды православного философа Авраама Самуиловича Позова. Особый интерес вызывает его антропологическая концепция, которая представляет собой одну из первых попыток соединения богословского и научного знания о человеке. Данная статья сфокусирована на критическом рассмотрении антропологических взглядов Авраама Позова относительно их согласованности с риторикой отцов Церкви о человеке — его душе, человеческом духе и теле. Душа, дух и тело в трудах философа русского зарубежья XX в. являются элементами человеческой тримерии, что также позволяет отнести учение к тринитарным концепциям об устроении человека. Он часто ссылается на мысли отцов Церкви, отчасти пытается их обобщить и представить как своеобразную универсальную формулу. В значительной степени такая теоретико-методологическая система отклоняется от классического ортодоксального богословия. Поэтому в настоящем исследовании рассматривается характер интерпретации патристических идей в работах Авраама Позова. Оцениваются недостатки и достоинства его концепции. При этом автор вынужден отметить, что, несмотря на использование значительного святоотеческого нарратива в виде трудов прп. Максима Исповедника, прп. Исаака Сирина, прп. Иоанна Дамаскина, свт. Григория Нисского концепция Авраама Позова не отличается глубиной осмысления учений святых отцов.
Источник
Зеленов А. В. Душа, дух и тело в антропологии Авраама Позова в контексте святоотеческого учения // Общество: философия, история, культура. 2024. № 11. С. 121–129. https://doi.org/- 10.24158/fik.2024.11.16.