17–18 ноября 2022 года в Санкт-Петербурге состоялась VII научная конференция «Православие на Дальнем Востоке». Организатором конференции стал Санкт-Петербургский государственный университет.
Конференция была посвящена изучению истории становления и современного состояния православия в Китае, Японии, Корее, Монголии, в Сибири и на Дальнем Востоке, а также духовно-просветительской, переводческой, дипломатической и научно-исследовательской деятельности сотрудников российских духовных миссий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Первый день конференции прошёл на базе университета.
Перед началом научного мероприятия с приветственным словом к собравшимся обратился академик Российской академии наук, директор Государственного Эрмитажа, декан Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета М. Б. Пиотровский. Вслед за ним успехов участником дискуссии пожелали проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Костромин и академик Российской академии наук В. С. Мясников.
В начале конференции состоялось пленарное заседание, на котором прозвучали четыре доклада. Первым с докладом «Православная литература, издававшаяся в 1880-х годах Русской духовной миссией в Пекине» выступил кандидат филологических наук, доцент кафедры китайской филологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета Д. И. Маяцкий. За ним выступили доктора исторических наук Казанского федерального университета Р. М. Валеев и Р. З. Валеева с докладом на тему «Н. Я. Бичурин — О. М. Ковалевский — В. П. Васильев: К 245-летию со дня рождения архимандрита Иакинфа». Пленарное заседание продолжила кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории Российской академии наук (Москва) В. Г. Шаронова с сообщением «Судьбы православных священников в Южной Маньчжурии в первой половине ХХ века». Завершил эту часть конференции доклад «Православие в Синьцзяне — проблемы и особенности изучения» доктора исторических наук, старшего научного сотрудника отдела Китая Института востоковедения Российской академии наук Е. Н. Наземцевой.
Работу конференции продолжили три секционных заседания. На первом были исследованы основные вехи на пути распространения православия во Вьетнаме, а также была рассмотрена коллекция книг дипломата П. К. Рудановского (1871—1904) в библиотечном собрании Санкт-Петербургского государственного университета.
На втором заседании собравшиеся узнали о проблемах самоидентификации православных верующих на современном Дальнем Востоке, рассмотрели спорные вопросы истории Православной Церкви в Шанхае во второй четверти XX века и изучили восточные пути эмиграции белогорских монахов.
В течение третьего заседания конференции было исследовано распространение православия в Таиланде, обозначена роль английского миссионера Уильяма Милна в распространении протестантизма в Китае начала XIX века и рассмотрены особенности перевода катехизиса Франческо Бранкати А. Л. Леонтьевым — русским синологом и одним из основателей российского китаеведения.
Второй день конференции, 18 ноября 2022 года, прошёл на базе Санкт-Петербургской духовной академии, в профессорской, где состоялись два секционных заседания.
Ведущим четвёртого и пятого секционных заседаний выступил кандидат богословия, доцент кафедры богословия СПбДА архимандрит Августин (Никитин).
На четвёртой секции докладчики рассмотрели миссионерскую и просветительскую деятельность выдающихся миссионеров: епископа Павла (Попова) на Камчатке и священномученика Иоанна Восторгова на Дальнем Востоке. Также участники проанализировали труды святителя Николая Японского, в которых рассматривается культура Японии и японского народа. Примечателен тот факт, что в деятельности великого миссионера препятствиями для распространения православия в Стране восходящего солнца были в том числе религиозные особенности японского менталитета: логически стройные восточные вероучения мешали развитию новой религии. Из-за этого рационалисты-японцы не могли с лёгкостью принимать на веру априорные суждения, им требовались аргументированные доказательства. Несмотря на это в привычной для них религии — буддизме, по мнению святителя Николая, нет единства, ведь идея нирваны не может во всей полноте удовлетворить духовным исканиям человека.
На пятом секционном заседании исследователи посвятили свои сообщения деятельности Церкви на Дальнем Востоке в конце XIX – начале ХХ столетия, жизни епископа Сотирия Трамбаса в Корее, а также научным трудам выдающихся представителей миссии в Китае: архимандрита Иакинфа (Бичурина) и иеромонаха Исайи (Поликина). Помимо этого они рассмотрели миссионерско-просветительскую деятельность владыки Евсевия (Никольского) и выделили особенности служения православного духовенства среди корейского населения, проживавшего во Владивостоке.
Источник: Spbda.ru