Строители случайно открыли погребальную пещеру богатой еврейской семьи римской эпохи в Северном Израиле
События

Возраст подземного мавзолея, раскопанного в этом месяце, судя по архитектурному стилю, составляет от 1900 до 2000 лет, сказала она Haaretz. В центральной камере есть несколько погребальных ниш – полок, вырезанных в стенах пещеры, и небольшая внутренняя камера. Археологи также обнаружили оссуарии, которые представляют собой ящики, используемые для вторичного захоронения костей.

Это означает, что умерших укладывали в ниши, вырезанные в стенах пещеры, и ждали разложения тел. Затем кости перезахороняли в ящиках, обычно сделанных из камня или глины, которые были длиной в самую длинную кость, говорит Александр. Оссуарии, которые были сделаны из камня и керамики, являются контрольным артефактом, обозначающим катакомбу как принадлежащую евреям. Известно, что никто помимо них не занимался вторичным захоронением в римскую эпоху – за одним исключением. «В Израиле известен один случай не еврейского вторичного захоронения в оссуарии – набатеан. Может быть, это был набатей, который был под влиянием евреев», – замечает археолог доктор Мордехай Авиам из Кинерет-колледжа. Это правда, что есть намного более древние свидетельства вторичного захоронения в глиняных оссуариях, но они относятся к периоду халколита, также известному как Медный век, который был до иудаизма. По какой-то причине практика возникла заново тысячи лет спустя, в 1-м веке до н. э., и исчезла раз и навсегда в начале 3-го века.

Подземный мавзолей на севере Тверии был искусно вырезан из податливого известняка, возможно, начавшись с удобной дождевой промоины в скале. Его стены были украшены цветной штукатуркой, как это было принято в то время. Больше информации можно будет получить, когда начнутся раскопки, – подчеркивает Александре. Но между тем можно сказать, что археологи уже нашли имена погребенных, высеченные на оссуариях по-гречески.

Мультикультурные евреи Тверии

Еврейские имена на греческом языке на могилах в Святой Земле? Это была общепринятая практика. По словам Авиама, половина надписей на могилах в древнем Иерусалиме той же эпохи также написана на греческом языке. Другие надписи, найденные в самой Тверии, связанные с евреями 3-го века, также были на греческом языке. «Это просто означает, что люди, погребенные в пещере, были людьми, которые знали греческий язык. Это не говорит об их иудаизме, скорее об их интернационализме, их мультикультурализме», – объясняет Авиам. «У них были культурные связи с грекоязычными людьми. Евреи могли выполнять свои заповеди и писать на своих могилах по-гречески». Греческие надписи также украшают древние синагоги, найденные на Святой Земле, в том числе и в Тверии. Мудрец Аббаху, который жил в Израиле с 279 до 320 и учился в Тверии, говорил по-гречески так же, как на иврите. «Это так же, как евреи в Бруклине сегодня молятся на английском языке», – указывает Авием. Но если еврейская погребальная пещера в Тверии относится к 1-му или даже началу 2-го века, есть загвоздка. По крайней мере, согласно еврейско-римскому историку Иосифу Флавию, в Тверии не было евреев в это время.

Тверия была основана в 18 году еврейским вассальным царем Иродом Антипой, сыном Ирода Великого, на берегу Галилейского моря. Ирод Антипа построил ее как свою столицу и назвал ее в честь римского императора Тиберия. Как говорится, Ирод Антипа построил Тверию с нуля как совершенно новый римский город-государство, что привело к конфликту мнений между Иосифом и современными исследователями. Иосиф, которого изначально называли Иосиф бен Матитьяху, который написал немного о Тверии и близлежащем Сепфорисе (Ципори), говорит, что евреи брезговали переезжать в недавно созданный город, потому что он был построен частично над древними могилами. (И, может быть, это было правдой: еврейская традиция говорит, что Тверия была построена частично на месте еще более старой деревни). Из-за гробниц земля была нечиста, говорит Иосиф, а евреи избегали города до тех пор, пока не были проведены ритуалы очищения.

Прежде всего, Ирод Антипа был еврейским царем Галилеи, преимущественно еврейского района. По его словам, если бы он построил город в Галилее, евреи тоже переехали бы, утверждает Авиам. Во-вторых, вопрос о древних могилах обходится, по его мнению. «Сегодня государство просто заливает деньгами эту проблему», – говорит Авиам. В то же время ответ заключается в ритуалах – возможно, разработанных мудрецом 2-го века Шимоном Бар Йохаем, который наставлял евреев после того, как римляне уничтожили Второй Храм в 70 году н. э., говорит Авиам. Ритуалы должны были либо заставить древние могилы погрузиться глубже в землю, предотвращая заражение живых, либо подняться выше, чтобы мертвые могли быть перезахоронены в другом месте. В любом случае, говорит Авиам, в какой-то момент евреи явно обошли проблему жизни на мертвецах, потому что во 2-м веке Тверия значительно расширилась, и снова возник вопрос о строительстве на могилах. Поскольку город стал центром еврейской жизни того времени, очевидно, евреи решали этот вопрос.

Авиам далее предполагает, что умершие обитатели погребальной пещеры не были в числе первых тверийцев. Скорее всего, Ирод Антипа сначала населял город низкоквалифицированными рабочими, а более богатое население пришло позже, возможно, со второй половины 1 века. Среди них были поликультурные евреи, говорящие по-гречески. Или, пещера, возможно, не принадлежала тверийцам вообще. Авиам отмечает, что она находится недалеко от древней Тверии, поэтому либо еврейская семья, о которой идет речь, переселилась на это место, либо они не жили в самом городе, а в соседней деревне. Если человеческие останки будут найдены, можно будет сказать больше.

Пещеру еще предстоит раскопать, подчеркивает Александре, поэтому мы пока не знаем, есть ли там кто-нибудь. Кроме того, очень вероятно, что пещера уже давно была ограблена. На входах в помещения стояли резные каменные двери, которые никто не видел, потому что власти не тратили времени на охрану пещеры, чтобы защитить ее от будущих грабителей и вандалов.

Источник lechaim.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9