Сегодня каждый восьмой гражданин Государства Израиль - хареди. Рождаемость в ультрарелигиозных семьях в три раза выше, чем в семьях светских израильтян, что создало в стране огромную по численности - миллион - общину харедим. Будущее ее безоблачно: до половины харедим - это молодежь, которая родилась уже в XXI веке.
Тем не менее, несмотря на размеры и важность для страны, харедим являются для многих, в том числе для социологов, настоящей terra incognita. С одной стороны, они сами ушли в добровольное гетто, с другой стороны, все остальные не проявляют к ним интереса. Для большинства израильтян они - черный ящик, который не слишком хотелось бы открывать. Отношения между харедим и прочими израильтянами построены на стереотипах, главные среди которых - две противоречащие друг другу тенденции. Первая - это обособленность харедим и борьба, которую они ведут за религиозные ценности (вроде закона о субботних магазинах). Она формирует общественное отношение к ним как к эксплуатирующим свою численность экстремистам и мракобесам, из-за чего светское большинство демонизирует их.
Другая рассматривает харедим как аутентичных евреев, без которых никакие современные израильтяне не существовали бы или не имели права на существование в своей стране. Совершенно светский Ариэль Шарон настаивал: если не будет йешив, не будет народа Израиля.
Стереотипы, положительные или отрицательные, - это препятствие для развития двусторонних связей, для практического и комфортного партнерства общины харедим и остального общества. Поэтому очень важно представить факты о харедим, как это было сделано в "Ежегоднике общины харедим в Израиле", опубликованном израильским Институтом демократии в Иерусалиме в конце декабря 2017 года.
В отличие от прошлых лет, харедим массово трудятся : если в 2002 году не более трети мужчин-харедим и половины женщин вышли на рынок труда, то сегодня большинство - половина мужчин и две трети женщин - работает. Отсюда снижение уровня бедности с 58% в 2005 году до 45% сейчас. Если правительство будет действовать с умом и поддержит тех студентов йешив, что желают работать, если оно увеличит стимулирование работодателям и работникам, доля работающих харедим вырастет еще, что жизненно необходимо для экономики.
Харедим массово получают высшее образование . Только в последнее десятилетие число студентов-харедим удесятерилось. Сегодня 11 тысяч харедим учатся в университетах и колледжах, 1500 - на вторую и третью степень. БАГАЦ сегодня обсуждает легитимность разделения по половому и секторальному признаку в кампусах, решение еще не вынесено. Есть опасения дискриминации женщин и страх отдаления харедим. Выработка позиции потребует уступок с обеих сторон.
Харедим и армия - нелегкая проблема. Все же, несмотря на отмену закона о равенстве в тяготах, треть выпускников системы образования харедим проходит процесс мобилизации в ЦАХАЛ или на альтернативную службу . Этого недостаточно, предстоит многое сделать, но наличествует положительная тенденция. Кнессет должен в нынешнем году принять новый закон о призыве. Нельзя соглашаться с массовым уклонением и нельзя применять карательные меры. Что можно? Стимулировать службу в "народной" армии.
43% харедим пользуются интернетом (28% - семь лет назад). Им доступна информация, какая только найдется в сети. Это глубокий подкоп под стены добровольного гетто.
Изменения последних полутора десятилетий влияют на демографию: харедим женятся не в таком юном возрасте (доля женившихся к 24 годам снизилась с 61 до 44%), среднее число рождений на женщину упало с 7,5 до 6,9. Всего за четыре года темпы роста числа учеников в системе образования харедим снизились на четверть.
Эти данные отражают серьезные изменения, произошедшие за короткое время, что ясно указывает на начало процесса "нормализации" общины. Будет тенденция ускоряться или замедлится? Ответ - в руках самих харедим. Никто не может и не должен решать за них, но потребуются умеренность, сбалансированность и разумность во всем, что их коснется: в законодательстве, бюджетах, судебных решениях.
Опубликовано в газете "Вести"
Автор - заместитель президента израильского Института демократии, профессор школы права университета Бар-Илан
Источник: www.vesty.co.il