9 августа 2011 года 16-я Международная конференция патристических исследований продолжила свою работу. Конференция имеет специфическую структуру – в течение дня в различных аудиториях Examination schools (экзаменационного корпуса университета) звучат доклады, форматы произнесения и обсуждения которых значительно разнятся. Наиболее престижными считаются выступления, имеющие статус пленарных. Данные доклады произносятся утром с 10.25 до 11.15. Обычно в разных аудиториях параллельно зачитываются четыре сообщения.
9-го августа прозвучали доклады Анневис ван ден Хук (Annewies van den Hoek) – «Execution as Entertaiment: the Roman Context of Martyrdom», Эрве Ангельберта (Herve Ingelbert) – «Le probleme de la formation intellectuelle des clercs: d’Augustine a Cassiodore» и Константина Бозиниса (Constantine Bozinis) – «De imperio et potestate: a Dialogue with John Chrysostom».
Особый интерес слушателей вызвал доклад Константина Бозиниса. В своем выступлении профессор Бозинис обозначил важную проблему, стоявшую перед христианами IV-V веков и часто возникающую перед современными христианами: каким должно быть отношение Церкви к государственной власти. В творениях святителя Иоанна Златоуста, по мнению Бозиниса, мы можем найти ясное решение данной проблемы, поскольку именно Златоусту, в бытность архиепископом Константинополя, пришлось решать дилемму, насколько послушной властям должна быть Церковь. Святой относится к церковно-государственным отношениям следующим образом: если правители государства живут в соответствии с моральными и вероучительными нормами христианства, возглавляемая ими государственная структура вполне может именоваться «katehon» – препятствием на пути антихриста; если же власть безнравственна, она приближает пришествие «сына беззакония».
По окончании пленарных докладов работа конференции продолжилась в формате кратких сообщений. Участники форума, предварительно подавшие заявки, получили возможность в кратком формате (15 минут на сообщение и 5 минут на обсуждение) представить свои достижения в области патристических исследований.
В формате кратких сообщений работали группы: «Святыни и культы», «Женские изображения», «Евсевий Кесарийский», «Гностицизм», «Древняя Византия», «Церковная дисциплина», «Древняя христианская Сирия», «Амвросий Медиоланский», «Готы и ариане», «Христианская литература и апокрифы», «Каппадокийцы в контексте», «Библиистика», «Антиникейское богословие», «Древний аскетизм», «Различные работы Августина», «Августин и философы», «Августинианские вопросы», «Ранний Августин».
Вечером 9-го августа состоялось двенадцать семинаров, посвященных различным патрологическим вопросам. Один из семинаров, например, был посвящен научному наследию бывших директоров конференции, ныне уже покойных. В рамках семинара с докладами выступили архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс (Rowan Williams), Катрин Осборн (Catherine Osborne), Фрэнсес Янг (Frances Young).
Выступление Роуэна Уильямса было посвящено личности Генри Чедвика (Henry Chadwick), известного английского историка и патролога. В своем докладе архиепископ отметил вклад Чедвика в развитие современной патристики, разносторонность и обширность его научных изысканий. Особую оценку Уильямса получили труды Чэдвика в области изучения ранних толкований Священного Писания. Здесь Чэдвик проявил себя как непредвзятый исследователь, свободный от влияния устоявшихся клише – в особенности по отношению к еретикам, неправоту которых Чэдвик не воспринимал a priori, но старался понять корни их заблуждений.
Катрин Осборн поделилась своими воспоминаниями о Джордже Стеде (George Stead), еще одном английском патрологе, уделявшем внимание изучению еретических течений древности. Осборн остановила внимание слушателей на фигуре Ария, учение которого анализировал Стед. Она также представила сравнительную характеристику научных положений Стеда и выступавшего до нее архиепископа Уильямса, который также посвятил Арию одну из своих монографий.
Выступление Фрэнсес Янг было посвящено научному наследию Мориса Уайлса (Maurice Wiles). Профессор Янг показала важность вклада Уайлса в современную патристическую мысль, в частности, формирование критического метода изучения Отцов Церкви.