Не так давно стало известно, что еще в 2019 году на съемках фильма «Франциск» папа высказал мнение, что однополым парам необходимо предоставить возможность регистрировать так называемые гражданские союзы. Здесь примечателен сам термин «гражданские союзы», поскольку большинство русскоязычных СМИ, тиражируя эту новость, сразу же опустили эту подробность и заменили оборот на термин «брак» или «семья». Хотя в итальянской статье, из которой эта новость стала известна миру, говорится о том, что Франциск принципиально разделяет брак между мужчиной и женщиной и гражданский союз в других его вариациях.
Если это действительно так, то стоит сказать, что лично я в данных действиях вижу скорее попытку защитить статус и влияние Католической Церкви, чем решение пойти на поводу у либерально настроенной общественности. Для того чтобы понять, почему это так, стоит рассмотреть одну из стран ЕС, которые уже разрешили однополые браки, и проанализировать, насколько серьезна фактическая ситуация. Например, ФРГ. В течение двух лет с момента принятия в Германии закона о разрешении однополых браков (2017-2019 годы) наблюдалась следующая обстановка. Было зарегистрировано 449 466 браков, из них каждый 14-й брак – однополый (16 766 составили однополые браки между мужчинами, а 16 138 — между женщинами). Это более 7% процентов браков. Не стоит забывать, что взаимное влияние между различными странами ЕС очень сильно. В других странах может произойти то же самое, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится в лучшую для традиционалистов сторону. С нарастанием этой тенденции реальные разногласия между Католической Церковью и обществом могут привести к плачевным последствиям. Поэтому папа, скорее всего, просто трезво оценил окружающую его европейскую действительность. Однако напомню, что он не приравнял однополые браки к традиционным, а предложил выделить их в особую разновидность.
Слабая сторона этого решения заключается в том, что в Католической Церкви, в отличие от Православной, нет отличия между свадебным процессом и венчанием. Если бы такое разделение существовало, то папа Франциск мог бы «пожертвовать» однополым парам именно гражданский брак, никак не связывая его с церковной составляющей семейных отношений. Это важное уточнение помогает увидеть то, что многие комментаторы этого события не желают замечать: действительная проблема заключается не в напряженности между разными позициями в отношении права однополых пар на вступление в официальные союзы, а в том трении, которое возникает между полномочиями церкви, связанными с заключением браков, и изменениями в обществе. Рассмотрим ситуацию по порядку. Ни для кого не секрет, что исторически христианская Церковь, особенно Католическая, являлась не внутригосударственным, а надгосударственным институтом. Государства возникали и исчезали внутри Церкви, а Церковь оставалась неизменной. Право Церкви на закрепление брачных отношений не было обусловлено какой-то специальной передачей полномочий от государства к Церкви, оно принадлежало ей с момента создания института венчания. В современном секулярном обществе ситуация значительно изменилась, и теперь возможность для Церкви осуществлять функцию заключения браков в том или ином государстве значительно более зыбка, чем ранее. Но, что гораздо важнее, выйдя из-под непосредственного контроля Церкви, изменилось и само общество, и оно будет меняться далее. Какие реальные альтернативы есть у папы Франциска? Поступить радикально и отказаться от осуществления функции заключения браков по собственной инициативе или дождаться, пока то или иное общество учредит специальный аналог нашего ЗАГСа для замены Церкви. Ни один из этих вариантов ни к чему хорошему для Церкви не приведет. Поэтому Франциск избирает третий, промежуточный вариант: учредить отдельную разновидность союза, чтобы успокоить общественность, усмирить конфликтную ситуацию и при этом оставить институт брака как такового нетронутым. Если учесть эту деталь, то можно понять, что сам по себе институт гражданского союза к Церкви и ее традиции никакого отношения не имеет, даже в контексте католичества.
Поэтому можно сколько угодно обвинять папу Франциска в том, что он потворствует инициативам, уничтожающим христианскую традицию, однако, на мой взгляд, он предпринимает достаточно хитро организованную попытку сохранить полномочия Церкви в тех действительно непростых условиях, в которых она сейчас оказалась.