Рецензия на: Соловий Роман. Феномен Появляющейся церкви в контексте теологических и экклесиологических трансформаций в современном западном протестантизме. - Киев: Дух і Літера, 2016. - 352 с.
Вниманию читателей предлагается рецензия доктора философских наук Ивана Фокина и кандидата философских наук Родиона Савинова на книгу Романа Соловия, посвященную современному евангелическому богословию и тем задачам, которые перед ним стоят в эпоху постмодерна. Сочетая контекстный анализ с попыткой понять религиозную жизнь «Появляющейся церкви» изнутри ее собственной проблематики, исследователь демонстрирует новые возможности религиоведческого исследования применительно к актуальному материалу.
Статья

Недавно, в книжном издательстве «Дух і Літера» (г. Киев, Украина) вышла книга Романа Соловия: «Феномен Появляющейся церкви в контексте теологических и экклесиологических трансформаций в современном западном протестантизме». Небольшой тираж издания, а также известная отдаленность современных российских читателей от научно-исследовательской и духовной жизни украинских коллег заставляет предполагать, что эту книгу в России увидят немногие. Тем не менее, руководство христианского университета (СПбХУ) предложило написать эту рецензию, видимо, предполагая, что она поможет неискушенному читателю лучше разобраться в сложном и новом содержании этого довольно объемного и серьезного исследования Р. Соловия. Сейчас, после прочтения книги, можно утверждать, что дать рецензию такому исследованию было едва ли выполнимо с точки зрения научной компетенции. И потому, наверное, следует сразу оговориться, что настоящая рецензия ни в коем случае не претендует на подлинную и окончательную оценку. Вместе с тем, рецензенты желали непредубежденно и «объективно» выразить свою рефлексию на предмет, который до чтения книги был им мало знаком, после же прочтения стал знаком лишь в интерпретации автора данной книги.

О чем же книга?

Прежде всего, книга Р. Соловия посвящена «современному евангелическому богословию» и тем задачам, которые перед ним стоят в эпоху постмодерна. Уже на первой странице предисловия автор говорит: «Одно из наиболее важных заданий, стоящих перед современным евангелическим богословием, состоит в необходимости преодоления рисков собственной маргинализации» (с. 5)[1]Хотя автор, говоря о «современном евангелическом богословии», имеет в виду, очевидно, не только североамериканское евангелическое богословие, тем не менее, обосновывая важность этого богословского задания, он указывает на авторов статьи «Евангелическое богословие сегодня»[2]которые «подчеркивают, что отсутствие взаимодействия с культурой подрывает потенциал евангелического богословия». Ибо именно эти авторы и «озвучили в контексте модерна» тот верный «диагноз…, который еще больше подтверждается и радикализуется в контексте постмодерна» (с. 5).

Исходя, по-видимому, из этого авторитетного мнения известных американских евангелических богословов Нолла, Плантинги и Уэллса, автор основывает и последовательно проводит всю дальнейшую аргументацию своей книги, которая, на наш взгляд, лучше выражает свою сущность в подзаголовке: «Евангелическое христианство перед вызовом постмодернизма». При этом автор сразу определяет сферы своего исследования постмодерна, который «бросает вызов современному богословию» в двух аспектах – «эпистемологическом и культурном», хотя «в целом трудно оценить влияние постмодернизма на культуру» (с. 6).

Современность характеризуется «состоянием постмодерна» – это исходная констатация автора. Здесь нет уже размышлений о «теологии креста» (theologia crucis) и о «теологии славы» (theologia gloriae), нет ставшей уже «традиционной» лютеранско-протестанской тенденции понимания «теологии подражания Христу» (theologia conformatas), и, соответственно, нет уже понимания христианской жизни как экзистенциальной общности жизни и судьбы со Христом. И для традиционного протестантски-ориентированного теолога неизбежно возникает вопрос:

– Как в этом состоянии возможно богословие на протестантской почве?

– Как можно исходить из состояния, противоположного тому, на котором основана традиционная протестантская ортодоксия?

– И как в этих обстоятельствах возможно самое христианство?

Вот вопросы, которые раскрывает в своей книге Р. Соловий, опирающийся на спектр ответов, данных представителями «Появляющейся церкви». В соответствии с этим построена и самая монография: первая глава посвящена самому «состоянию постмодерна» и его отношению к христианству; вторая описывает возникший в связи с этим состоянием богословский ответ: сначала современные теологические направления в протестантизме англоязычного мира, затем становление самой «Появляющейся церкви»; третья охватывает учения «Появляющейся церкви» в перспективе ключевых религиозных вопросов о Боге, истине, Откровении и Писании, а также различных аспектах христологии, сотериологии, эсхатологии и экклесиологии. Завершается книга главой о религиозных практиках, сформированных в рамках движения. Таким образом, исследование охватывает наиболее важные стороны рассматриваемого явления как в широком, так и в специальном аспектах.

Интерес автора к данному явлению обусловлен его определенной конфессиональной позицией (Р. Соловий – представитель евангелической теологии), но это обстоятельство никак не влияет на объективность исследования. Напротив, позволяет быть чувствительным к тем вопросам (вроде проблем эсхатологии или особенностей пастырского служения), которые зачастую упускаются «неангажированными» исследователями.

Христианство любого исповедания традиционно связывается с консерватизмом и отрицанием современности. Особенностью такого явления, как «Появляющаяся церковь»[3], является уверенность, что «постмодернистская парадигма не враждебна христианству и не содержит в себе угрозы для него, напротив, она создает мировоззренческое и культурное пространство, в котором христианство может наилучшим образом показать себя» (с. 149). Самый постмодернизм понимается автором как характерная для развитого европейско-американского мира культурная атмосфера отказа от принципов универсализма, рациональности и тотального господства, на которых в течение веков базировалась и церковь, и христианская культура. Кризис культурной парадигмы породил отторжение тех институтов, которые на ней основаны: от недовольства до констатации «смерти христианства», что зачастую признается лидерами самих традиционных конфессий. Одновременно он стимулировал и поиск новых форм выражения христианской религиозности и способов ее обоснования.

Несмотря на использование понятия «церковь», данное явление по существу отказывается от традиционной формы церковности, что создает исследователю дополнительные трудности. «Более оправданной будет трактовка движения как децентрализованной матрицы сетей (“аморфной дружбы”), которая привлекает к постоянному многоуровневому диалогу целый ряд партнеров. Появляющаяся церковь – это не иерархическая организация, а спонтанное движение, которое своими ценностями и подходом объединяет чрезвычайно разнообразные личности, церкви и целые группы церквей» (с. 177). Это разнообразие подчеркивается тем, что некоторыми исследователями к данному движению относят не только евангелических, но и англиканских, и даже некоторых католических теологов.

В соответствии с разнообразием и полиморфностью современной культуры разнятся и формы принятия ее христианами «Появляющейся церкви»: от внимательного отношения к аналитической философии и континентальному деконструктивизму до широкого включения в духовные практики современных технологий, актуальных вопросов и способов их выражения. С одной стороны, утверждается автономная ценность христианства безотносительно его мировоззренческих и культурных притязаний, а также происходит отказ от попыток соотнесения христианства с нерелигиозными типами рациональности (научный, философский, культурно-исторический дискурс), что автор обозначает как отказ от фаундационализма, фундирования веры гетерогенными ресурсами. С другой стороны, как христианское направление, направления «Появляющейся церкви» пытаются противостоять негативным сторонам как модернистской культуры, так и постмодерна, подчеркивая значение солидарности, нравственной силы и внимательного, бережного отношения к миру. Важнейшей составляющей этой программы, поэтому, является социальная направленность движения и концентрация на ортопраксии, которая ставится неизмеримо выше ортодоксии – на смену принципам sola fide и sola scriptura, которые потеряли свои единство, авторитет и исключительность, приходит «принцип совместного действия», которым стяжается участие «в более широком деле» Бога на Земле, вплоть до инициированной марксизмом схемы христианской истории. В перспективе этой проблематики Р. Соловий выстраивает объемную и яркую картину исканий актуального «христианства сегодняшнего дня» – как в его теологическом, так и в практическом выражении.

* * *

Мир современной европейской и американской религиозной жизни все еще остается для отечественного религиоведения неизвестным и не привлекает внимания едва образующейся на постсоветском пространстве отечественной теологии. Поэтому представляется, что данная монография важна по двум главным причинам. Во-первых, автор дает глубокое и цельное описание современных тенденций в американской религиозной мысли, описывает современные формы религиозной жизни, что восполняет почти ничем не занятый пробел в наших знаниях о мире. И хотя в общих чертах российскому исследователю, безусловно, известны некоторые отдельные и значительные события (такие, как известный «перелом» в протестантской теологии, совершенный К.Бартом и представителями диалектической теологии, движение Аджорнаменто в католицизме, формирование новой теологии в постколониальных странах третьего мира и т.д.), тем не менее, многие невидимые микропроцессы, стимулированные существованием христиан в условиях современной плюралистической медийной культуры, остаются совершенно незамеченными для российской науки о религии до сих пор. Вместе с тем, распространение новых информационных технологий, столкновение с разнообразием мировоззренческих установок, влияние рынка и превращение духовности в одну из рыночных ценностей – все эти процессы характерны как для христианского Запада, так и для христианского Востока. И здесь особенно сказывается, кроме всего прочего, и недостаточность используемого инструментария. Поэтому, во-вторых, автор фиксирует явления, к которым нечувствительны традиционные инструменты исследования, схватывающие в основном или массовые, социально-фундированные движения, или роль отдельных наиболее значительных лиц, придавших окраску дальнейшему развитию этих движений. Сочетая контекстный анализ с попыткой понять религиозную жизнь «Появляющейся церкви» изнутри ее собственной проблематики, Р. Соловий демонстрирует новые возможности религиоведческого исследования применительно к актуальному материалу.

Следует отметить полноту использования доступных автору источников разного уровня. В сфере его интереса оказываются и труды современных богословов – не только предшественников, но как представителей «Появляющейся церкви», так и ее критиков, – а также публицистов, академических исследователей. Привлекается также материал из сети «Интернет». Кроме фиксации определенного материала присутствуют также описания различного рода практик «Появляющейся церкви», иллюстрирующие ту или иную трактовку автора. Наконец, особое внимание обращает на себя тщательно изображенный социокультурный контекст развития религиозного движения, что придает исследованию культурологическое измерение.

* * *

Теология родилась из тревоги. От отцов-апологетов и до современных ортодоксов эта тревога – обеспокоенность трансцендентным, преодолевающая мирское умиротворение – теология давала о себе знать акцентованием наиболее острых вопросов современности. Но и метатеологический, исследовательский дискурс оказывается стимулирован той же тревогой – за судьбу теологии в мире. Поиск актуального содержания в искании вечной истины – так можно определить замысел монографии к.и.н. Р. Соловия «Появляющаяся церковь».


[1] Соловий, Р. Феномен Появляющейся церкви в контексте теологических и экклесиологических трансформаций в современном западном протестантизме. Издательство «ДухіЛітера»: Киев, 2016. – С. 5.

[2] Noll M., Plantinga C., Wells Jr. and D. “Evangelical Theology Today”.Evangelical Review of Theology 21, no. 2 (April, 1997): 176-187.

[3] Англ. Emerging Church, название, как отмечает автор, выбрано представителями движения из-за напоминания об органическом, постоянно растущем и обновляющемся, перевод является «рабочим», и, действительно, отражает динамизм, вкладываемый в англ. оригинал. На наш взгляд, такой перевод содержит в себе еще и смысл внутреннего финализма, который не подразумевается в оригинале. Возможно, определение «растущая» или «становящаяся» было бы более удачным и подчеркивающим внутренний динамизм.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9